Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста > Семья и дети, давление, сосуды
+7(977)9328978 Семья, здоровье и благополучие    


Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Альманах педагога

Автор: Изотова Софья Альбертовна
Должность: учитель – ллогопед
Учебное заведение: МАДОУ «Золотой ключик»
Населённый пункт: г.Малая Вишера Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она

является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из

важных направлений логопедической работы.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы,

Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, —

профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.

может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей

матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в

системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное

генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения

развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности,

отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы

профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Елисеева Галина Владимировна МКДОУ «Новоаннинский детский сад №4» Учитель-логопед Волгоградская область, город Новоаннинский

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей детских дошкольных учреждений не специального вида. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, члeнов семьи и др.) необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

Многие родители в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Потому необходимо чтобы родители уделяли большое внимание своей речи.

В тоже время воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения. В начале учебного года проводиться обследование детей на предмет выявления речевых нарушений. После этого воспитателям массовых групп предлагаются рекомендации по улучшению работы речевого развития детей конкретно по каждой группе. Основная работа направлена на развитие:

  • слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • правильного речевого дыхания,
  • мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
  • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
  • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание баpaбана среди других музыкальных инструментов
  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
  • Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) и.т. д

Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть в дудочки, язычки;
  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота».

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:

  • игры с массажными мячами;
  • ловить намагниченных рыбок;
  • игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
  • выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
  • игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
  • задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
  • обводка, штриховка, раскрашивание.

Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять дома с родителями:

  • максимально открывать и закрывать рот
  • растягивать губы в улыбочку
  • вытягивать губы трубочкой
  • «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
  • «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать и т.д

На своих занятиях я использую комплекс упражнений для постановки звуков. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели»: рот открыт. Напряжённым кончиком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
  • «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
  • «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
  • «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трёх звеньев: логопед – воспитатели – родители.

Читать еще:  Нурофен таблетки

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»

для воспитателей МДОУ

Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

учитель — логопед: Воскресенская М.О.

Тема:»Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

1.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей МДОУ.

2.Создать совместными усилиями условия для своевременного развития речи детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста :

1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование прострaнcтвенного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-пpaктического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: paк – лак – мак. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

• Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия:

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз .

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• общей физической ослабленности.

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упр. «Загони мяч в ворота»: Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

1. «Эхо» Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил телефон». Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

Тихий голос — игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Читать еще:  Обзор реабилитационных центров

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений: преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, логическое мышление.
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений ?

1) ухудшение экологической обстановки;
2) увеличение числа патологий беременности;
3) увеличение количества родовых травм;
4) ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
5) различные социальные причины.

Хочется отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети часто слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут сказаться на ряде вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования навыков слогового и звуко-буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя речи, снижение словарного запаса. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры — для развития мелкой моторики пальцев рук.
Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины появляется у нас в общегосударственном масштабе — через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации. Поэтому все члeны семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки.
После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из таких двух моментов :

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и сохранности его речевых органов;

— предупреждение ушибов головы;
— предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
— охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний;
— охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
— предупреждение и лечение рахита и возможного появления костных аномалий речевого аппарата;
— исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
— раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
— своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
— своевременное подрезание короткой уздечки языка ( не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка);
— охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.);
— охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания) – этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

— обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);
— поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
— воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
— медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно «приступить» к овладению речью;
— отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
— приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
-систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова», и тем более с одного только жеста или взгляда);
— необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
-полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
-занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
-развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Читать еще:  Таблетки от мигрени — список эффективных препаратов

Таким образом, педагогический коллектив детского сада и родители должны следить за речью ребенка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.

Консультация для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Консультация для педагогов:

«Профилактика речевых нарушений у детей

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей групп общеразвивающей направленности.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается как некие действия, направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии не рассматриваются другие направления работы логопеда.

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

особенности нашего региона;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но далеко и нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеодисков.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажение). При таком положении вещей маленький ребенок не в состояний воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятия речевых звуках. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Вы уже знаете, что речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая работа в формировании правильной речи принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

этап появления звука;

этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:

развитие слухового внимания детей;

развитие мелкой моторики рук у детей;

развитие подвижности артикуляционного аппарата;

уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.

В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой деятельности проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляционного аппарата при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в умеренном темпе.

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно ознакомление детей со звуками речи с выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника и т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи.

В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:

«Воспитатели — не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется, чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и талантом, но и красноречием .


Чем опасно отравление головного мозга алкоголем, как восстановить память

Чем опасно отравление головного мозга алкоголем, как восстановить память Чем опасно отравление головного мозга алкоголем, как восстановить память Как восстановить память при отравлении головного мозга Спиртосодержащие напитки...

19 09 2024 0:36:43

Рак предстательной железы: симптомы и признаки развития

Рак предстательной железы: симптомы и признаки развития Детально о статье 07.11.2018 | Рак простаты. Причины, симптомы, стадии, лечение заболевания....

18 09 2024 9:26:33

Крем Циновит — инструкция по применению

Крем Циновит — инструкция по применению Крем Циновит — инструкция по применению Циновит - противовоспалительный препарат. Мазь Циновит обладает антисептическим, успокаивающим и...

17 09 2024 15:45:41

Правила применения льняного масла для очищения организма

Правила применения льняного масла для очищения организма Правила применения льняного масла для очищения организма Как употрeбллять льняное масло для очищения организма Масло семян льна – натуральное...

16 09 2024 9:40:52

Можно ли лимон кормящей маме

Можно ли лимон кормящей маме Можно ли лимон кормящей маме Можно ли есть лимон при грудном вскармливании? Большинство запретов на еду, которыми запугивают новоиспеченную мамочку не...

15 09 2024 8:25:44

Диагноз стеноз трахеи

Диагноз стеноз трахеи Диагноз стеноз трахеи Диагноз стеноз трахеи Стеноз трахеи и бронхов может быть острым и хроническим. Кроме того, стенозы можно разделить на интрамуральные...

14 09 2024 22:20:16

Кровотечения у детей

Кровотечения у детей Кровотечения у детей Кровотечения у детей: виды и первая помощь Классификация кровотечений Выделяют три вида кровотечений у детей и взрослых: Капиллярное...

13 09 2024 14:36:14

Щитовидная железа и рыбий жир: можно ли принимать при гипотиреозе?

Щитовидная железа и рыбий жир: можно ли принимать при гипотиреозе? Щитовидная железа и рыбий жир: можно ли принимать при гипотиреозе? Рыбий жир и противопоказания при заболевании щитовидной железы Об уникальных свойствах...

12 09 2024 9:59:52

Правила применения Простамола Уно и отзывы об его эффективности

Правила применения Простамола Уно и отзывы об его эффективности Правила применения Простамола Уно и отзывы об его эффективности Правила применения Простамола Уно и отзывы об его эффективности Основная функция...

11 09 2024 21:11:59

Полостные образования, заполненные жидкостью — киста почек: причины и лечение в домашних условиях, полезные рекомендации пациентам

Полостные образования, заполненные жидкостью — киста почек: причины и лечение в домашних условиях, полезные рекомендации пациентам Полостные образования, заполненные жидкостью — киста почек: причины и лечение в домашних условиях, полезные рекомендации пациентам Полостные образования,...

10 09 2024 7:36:40

Что можно есть при обострении гастрита

Что можно есть при обострении гастрита Что можно есть при обострении гастрита Диета при обострении гастрита 16 ноября 2016, 10:55 2 комментария 73,878 Большую роль в лечении воспалительного...

09 09 2024 2:56:30

Чай с долькой лимона при беременности

Чай с долькой лимона при беременности Чай с долькой лимона при беременности Можно ли беременным лимон на ранних и поздних сроках? Лимон — источник витамина С — один из самых востребованных...

08 09 2024 11:16:38

Сколько можно сидеть на диете?

Сколько можно сидеть на диете? Сколько можно сидеть на диете без опасных последствий На сегодняшний день можно найти массу систем питания, которые...

07 09 2024 7:41:48

Симптоматика андропаузы у мужчин

Симптоматика андропаузы у мужчин Симптоматика андропаузы у мужчин Андропауза (климaкc у мужчин): причины, симптомы и лечение Каждый мужчина, достигший преклонного возраста, сталкивается с...

06 09 2024 6:44:51

Какие грыжи бывают после кесарева сечения и как их лечить

Какие грыжи бывают после кесарева сечения и как их лечить Какие грыжи бывают после кесарева сечения и как их лечить Какие грыжи бывают после кесарева сечения и как их лечить. Грыжа после кесарева сечения фото Как...

05 09 2024 16:26:49

Какое есть средство от головной боли и от остеохондроза

Какое есть средство от головной боли и от остеохондроза Какое есть средство от головной боли и от остеохондроза Какие таблетки эффективны при головных болях и остеохондрозе Боль в шее, которая часто иррадиирует...

04 09 2024 13:44:32

Что такое гумopaльный иммунитет, симптомы ослабления, способы восстановления

Что такое гумopaльный иммунитет, симптомы ослабления, способы восстановления Что такое гумopaльный иммунитет, симптомы ослабления, способы восстановления Онкология в России Лечение oнкoлoгических заболеваний Что такое гумopaльный...

03 09 2024 23:54:10

Симптомы и лечение вазомоторного ринита у взрослых

Симптомы и лечение вазомоторного ринита у взрослых Симптомы и лечение вазомоторного ринита у взрослых Вазомоторный ринит — симптомы и лечение у взрослых и детей Многие привыкли называть слизь в носу и...

02 09 2024 21:56:12

Куркума при беременности: мнения за и против

Куркума при беременности: мнения за и против Куркума при беременности: мнения за и против Можно или нельзя куркуму при беременности Куркума — специя, обогащающая организм полезными веществами. Но не...

01 09 2024 20:10:45

9 самых распространенных мифов о зачатии. Правда или вымысел?

9 самых распространенных мифов о зачатии. Правда или вымысел? 9 самых распространенных мифов о зачатии. Правда или вымысел? 9 самых распространенных мифов о зачатии. Правда или вымысел? У кого-то забеременеть...

31 08 2024 2:40:57

Красный плоский лишай: причины возникновения, методы лечения

Красный плоский лишай: причины возникновения, методы лечения Как быстро и эффективно вылечить красный плоский лишай? Причиной возникновения кожных...

30 08 2024 21:57:53

Пена в кале у ребенка: что предпринять родителям

Пена в кале у ребенка: что предпринять родителям Пена в кале у ребенка: что предпринять родителям Пена в кале у ребенка: что предпринять родителям Зачастую пена в кале у ребенка являет собой не что иное,...

29 08 2024 10:52:51

Фиброзная папула: симптоматика, лечение и профилактика

Фиброзная папула: симптоматика, лечение и профилактика Фиброзная папула: симптоматика, лечение и профилактика Папулы и пустулы: что это такое и как лечится? Высыпания на коже портят эстетический вид,...

28 08 2024 14:26:32

Какой врач компетентно лечит геморрой у женщин?

Какой врач компетентно лечит геморрой у женщин? Какой врач лечит геморрой у женщин? К кому обратиться? Женщины больше мужчин подвержены варикозной...

27 08 2024 15:26:34

Можно ли делать aбopт при миоме?

Можно ли делать aбopт при миоме? Можно ли делать aбopт при миоме или нет Каждая вторая женщина с миомой матки испытывает трудности с зачатием. Однако...

26 08 2024 20:15:10

Как и чем снять боль при ожоге в домашних условиях

Как и чем снять боль при ожоге в домашних условиях Как и чем снять боль при ожоге в домашних условиях Как лечить ожог в домашних условиях, чем снять боль Ожогом называют повреждение целостности кожи или...

25 08 2024 19:23:17

Как и чем почистить кишечник от шлаков и токсинов?

Как и чем почистить кишечник от шлаков и токсинов? Как и чем почистить кишечник от шлаков и токсинов? Чистка кишечника от шлаков и токсинов Очищение кишечника является полезной процедурой, которую...

24 08 2024 19:42:30

Как народными средствами повысить женские гормоны

Как народными средствами повысить женские гормоны Правильные травы и питание, чтобы восстановить гормональный фон женщины народными средствами Причин,...

23 08 2024 1:43:14

Сердолик

Сердолик Сердолик — камень влюбленных: какие еще у него свойства? Сердолик — это минерал, который называли «застывшим закатом солнца». О происхождении и...

22 08 2024 2:44:20

Когда начинаются мecячные после выкидыша?

Когда начинаются мecячные после выкидыша? Когда начинаются мecячные после выкидыша? Когда начинаются мecячные после выкидыша: норма и отклонения Независимо от того, входит ли в планы женщины в...

21 08 2024 11:23:14

Самое эффективное лекарство от поноса, которое подходит для детей

Самое эффективное лекарство от поноса, которое подходит для детей Самое эффективное лекарство от поноса, которое подходит для детей Средство от поноса детям обзор самых эффективных К выбору средства от поноса для детей...

20 08 2024 16:20:14

Рекомендации по выбору увлажнителя воздуха

Рекомендации по выбору увлажнителя воздуха Рекомендации по выбору увлажнителя воздуха Советы по выбору хорошего увлажнителя воздуха Разновидности устройств Перед тем как давать какие-либо...

19 08 2024 11:35:15

Как не переедать, избавиться от пищеголизма и остановиться

Как не переедать, избавиться от пищеголизма и остановиться Как не переедать, избавиться от пищеголизма и остановиться Как не переедать, 10 простых правил и методов избавят вас от переедания Ваш браузер не...

18 08 2024 2:23:49

Правила промывания желудка марганцовкой

Правила промывания желудка марганцовкой Правила промывания желудка марганцовкой Промывание желудка с марганцовкой Использование марганцовки при отравлении считается достаточно действенным...

17 08 2024 13:23:12

Как принимать дюфалак взрослым при запорах

Как принимать дюфалак взрослым при запорах Как принимать дюфалак взрослым при запорах Инструкция по применению сиропа Дюфалак при запорах у взрослых и детей Одним из самых эффективных средств для...

16 08 2024 6:21:16

Влияние метилового спирта на организм человека

Влияние метилового спирта на организм человека Влияние метилового спирта на организм человека Влияние метилового спирта на организм человека Употрeбляя суррогаты алкоголя, мало кто замечает разницу...

15 08 2024 19:53:37

Что нужно написать парню, чтобы он ответил?

Что нужно написать парню, чтобы он ответил? Что нужно написать парню, чтобы он ответил? Что написать парню, чтобы он ответил Оригинальные вопросы: У меня есть специальная программа, вычисляющая...

14 08 2024 18:32:28

Лазерное удаление гемангиомы

Лазерное удаление гемангиомы Лазерное удаление гемангиомы Удаление гемангиомы лазером: показания и противопоказания к проведению процедуры Частое явление, которое приводит к...

13 08 2024 9:34:27

Причины и что делать при отрыжке воздухом и тошноте

Причины и что делать при отрыжке воздухом и тошноте Причины и что делать при отрыжке воздухом и тошноте Тошнота и отрыжка Тошнота и отрыжка — это главные симптомы, которые указывают, что в организме...

12 08 2024 0:26:16

Как подобрать корсет для поясницы?

Как подобрать корсет для поясницы? Как подобрать корсет для поясницы? Как выбрать пояснично-крестцовый ортопедический корсет Одной из самых проблемных зон человеческого тела является...

11 08 2024 4:36:11

Как убрать морщины вокруг рта — лучшие методы

Как убрать морщины вокруг рта — лучшие методы Как убрать морщины вокруг рта — лучшие методы О чем говорят морщины вокруг рта и как от них избавиться? Предотвратить старение кожи невозможно, время рано...

10 08 2024 15:24:13

Хороший коньяк клопами пахнет

Хороший коньяк клопами пахнет 6.23. Пахнет ли коньяк клопами? Или клопы коньяком? 6.23. Пахнет ли коньяк клопами? Или клопы коньяком? Оптимизм или...

09 08 2024 17:55:19

Хиджама атлас точек кровопускания для лечения

Хиджама атлас точек кровопускания для лечения Хиджама атлас точек кровопускания для лечения Точки кровопускания для хиджамы Лечение с помощью хиджамы - способ традиционной исламской медицины, который...

08 08 2024 5:53:54

Таблетки от поноса фуразолидон

Таблетки от поноса фуразолидон Таблетки от поноса фуразолидон Фуразолидон В 1 таблетке фуразолидона 0,05 г. В состав также входят крахмал картофельный, кальция стеарат, сахароза,...

07 08 2024 23:43:19

Брусника при сахарном диабете

Брусника при сахарном диабете Брусника при сахарном диабете Брусника при сахарном диабете 2 типа: польза ягод и листьев При сахарном диабете любого типа множество растений могут...

06 08 2024 13:41:50

Возможна ли беременность после ампутации матки

Возможна ли беременность после ампутации матки Возможна ли беременность после ампутации матки Возможна ли беременность после удаления матки (гистерэктомии)? Перед тем, как принять решение об операции...

05 08 2024 5:28:44

Ишиалгия: диагностика и лечение

Ишиалгия: диагностика и лечение Ишиалгия: диагностика и лечение Ишиалгия — симптомы и лечение Ишиалгией, симптомы и лечение которой будут рассмотрены ниже, называют неприятный болевой...

04 08 2024 9:21:57

Как вылечить ишемию головного мозга, симптомы?

Как вылечить ишемию головного мозга, симптомы? Как вылечить ишемию головного мозга, симптомы? Ишемия головного мозга Головной мозг – один из самых активных потребителей крови в организме человека. Если...

03 08 2024 17:40:19

Как получить продукты на молочной кухне

Как получить продукты на молочной кухне Как получить продукты на молочной кухне Питание на молочной кухне в России в 2019-2020 году Как получить молочную кухню для ребёнка? Каждая семья, имеющая...

02 08 2024 17:30:15

Гипотиреоз — что это такое, причины, признаки, симптомы, лечение и профилактика

Гипотиреоз — что это такое, причины, признаки, симптомы, лечение и профилактика Гипотиреоз — что это такое, причины, признаки, симптомы, лечение и профилактика Гипотиреоз. Симптомы, диагностика, лечение Определение и общая информация...

01 08 2024 15:13:19

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::