Дудлинг, Зентанглинг, развиваем творчество в ребенке
Дудлинг, Зентанглинг, развиваем творчество в ребенке
Арт-терапия в действии: применяем дудлинг и зентангл
Автор статьи — Екатерина КЛИМЕНКО.
В современном мегаполисе взрослые и дети подвержены постоянному стрессу. Плохая экология, опасные ситуации на дороге и много чего еще. Школьники и дошкольники чуть не с самых пеленок втягиваются в гонку под названием «все успеть»…
Надо записаться в тысячу кружков, надо хорошо учиться, надо помогать старшим, надо иметь много друзей. Всё это хорошо и правильно, но детская психика часто не выдерживает груза ответственности. Возникают стрессы, детские неврозы и беспокойства. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия.
Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как «терапия искусством».
Как метод психологической помощи арт-терапия существует недавно (впервые это понятие использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов). Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже – с 50-х годов XX века, когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают. В 1960 году в США начала свою работу Американская ассоциация арт-терапии.
Основным достоинством арт-терапии является то, что этот метод доступен для каждого – не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Главная цель арт-терапии – высвобождение эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии. Для арт-терапии очень важна спонтанность, позволяющая человеку понять свои чувства, научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой. Для это широко используется новые стили рисования.
Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Любые бессознательные закорючки, начирканные на полях тетради во время лекции или урока, будут дудлами.
Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще.
Художница Джоанна Басфорд рисует целые книги-раскраски («Зачарованный лес», «Таинственный сад») в стиле дудлинг. Их с удовольствием разрисовывают и взрослые, и дети. Дудлингу посвящены сообщество в
сети.
Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстpaктными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Бекка Крахула, автор книги «Зентангл», пишет: «При создании зентангла улучшается память, стимулируются творческие способности, поднимается настроение; зентангл успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе».
Зентангл рисуется по четким правилам:
- на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстpaктный узор, не имеющий верха или низа,
то есть не ориентированный в прострaнcтве; - черные узоры на белом фоне;
- в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры, не содержащие узнаваемых
Дорисуй и раскрась образов (цветочки, листики, бабочки, силуэты птиц, мордочки и т.п.). - зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время,
когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.
Классический зентангл выполняется так:
1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.
2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.
3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings), чтобы разделить область рисунка на секции.
4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
Дудлинг, Зентанглинг, развиваем творчество в ребенке
Активная арт-терапия (изотерапия в том числе) предполагает личное творчество ребёнка с ОВЗ. Вариантов здесь предостаточно, есть и необычные техники ИЗО.
Изотерапия для детей с ОВЗ
Интересным вариантом изотерапии для ребят ОВЗ (особенно младших школьников и подростков) представляются техники зентангл и дудлинг. Рисование узоров в этих техниках – расслабляющее занятие, позволяющее сбросить накопившийся негатив и даже искать и развивать скрытые возможности. Здесь не требуется специальных умений, не имеется ограничений по возрасту. Техники доступны и детям, и взрослым.
О материалах
Если заниматься зентанглом и дудлингом целенаправленно, то есть специальный перечень необходимых инструментов. Например, в продаже есть наборы квадратов 9х9 см. На таких рисуются узоры в технике зентангл. Ручки: обычная шариковая или гелевая ручка, линеры, тонкий маркер, перьевая ручка. Используя же техники как изотерапию, можно применять любые ручки и любую бумагу.
Рассмотрим эти необычные техники подробнее.
Неосознанный рисунок, каpaкули. Проще говоря – интуитивное рисование. Эмоции, принимающие некую форму на бумаге. Рука двигается легко и непринуждённо, рисуя простые фигуры: круги, точки, изогнутые линии. Из их сочетания возникают необычные и красивые картины.
1. Самый распространённый абстpaктный дудлинг.
2. Пейзажи. Это цветы, горы, городские улицы. И всё это заполняется какими-то элементами орнаментов.
3. Словесный дудлинг. Пишем слово или понравившуюся фразу красивым шрифтом. А дальше начинаем её украшать и надпись, и всё прострaнcтво вокруг неё.
4. Портретный. Рисунок крайне примитивен. Рисуются, как правило, лица. Не стоит бояться, что у вас не получится. Можно вообще раскраску взять.
Читать еще: К чему снится беременность во сне для женщины. Толкование снов о беременности. Что значит беременность во сне. Сны, предвещающие беременность5. Сюжетный (тематический). Выбирается тема и рисуются предметы по этой теме.
Поначалу бывает трудно расслабиться, голову никакие идеи не посещают, дрожащие неуверенные линии огорчают. Не стоит расстраиваться. Наша задача не шедевр с первого раза создать, а включить интуицию и расслабиться.
Чаще такое бывает у взрослых. Они сплошь и рядом страдают перфекционизмом. У детей причина другая: чаще всего неразвитость воображения. Это важные причины для занятий дудлингом. В любом случае это отличное хобби для ограниченного каким-то образом человека.
Если никак не получается, обучитесь немного вариантам простых рисунков. В интернете много образцов, которые возможно использовать для получения первичных навыков. Например, самый простой растительный орнамент.
Имеет с дудлингом много общего. Но требует более высокой концентрации внимания во время работы. Повторюсь: абстpaктные миниатюры – танглы – создаются обычно на квадратах размером 9х9 см. На начальном этапе (тренировочном) достаточно будет квадратов размером 5х5 см.
Внутри квадрата создаётся отдельная композиция, не содержащая никакой смысловой нагрузки. Или большой квадрат делится ещё на несколько частей, внутри которых рисуются свои узоры, объединяющиеся в один большой узор.
Художники, занимающиеся рисованием в технике зентангл, рекомендуют завести специальную тетрадку или альбомчик для образцов. Это может быть обычная тетрадка в клетку. По клеткам удобно ориентироваться. Сперва это будут просто понравившиеся узоры, а потом придут и собственные идеи. Их тоже не надо забывать.
Для занятий зентанглом не обязательно иметь художественное образование. Но вполне возможно, что для кого-то из людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это может стать средством заработка в интернете.
Рисуйте от души! Сайт Нестандартные дети желает творческих успехов.
«Применение современных методов арт-терапии: дудлинг, зентангл в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений воспитанников»
«Применение современных методов арт-терапии: дудлинг, зентангл в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений воспитанников»
Просмотр содержимого документа
««Применение современных методов арт-терапии: дудлинг, зентангл в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений воспитанников»»
Министерство образования и науки РБ
ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
Научно-пpaктическая конференция педагогов
«Применение современных методов арт-терапии: дудлинг, зентангл в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений воспитанников»
Педагог-психолог: Буянтуева Э.Ц
2016-2017 учебный год
Современные методы арт-терапии: дудлинг, зентангл
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка. Все они имеют свои цели, особенности использования. Но, с введением ФГОС, система образования школьников, сильно изменилась, что требует освоения и применения новых техник для достижения целей образования. Одной из главных проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование универсальных учебных действий (УУД).
С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе.
Одной из задач школьного психолога является обеспечение образовательного процесса, снятия напряжения, связанного с большой нагрузкой на обучающихся. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия.
Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как «терапия искусством». Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться с информационными перегрузками, стрессами, связанными с переживаниями в процессе обучения и воспитания, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
В настоящее время дудлинг и зентангл как современные методы арт-терапии — привлекают к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса рисования, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.
Арт-терапия нравится воспитанникам, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.
Назначение арт-терапии: оздоровление психики человека через творчество.
Средства реабилитации: изотерапия (рисование, цветотерапия)
Цель проекта: формирование у воспитанников основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии: дудлинга и зентангла;
учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через арт-терапию;
развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гипеpaктивность);
формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Продолжительность проекта: кратковременный (2 недели).
Современные методы арт-терапии : дудлинг и зентангл
Как метод психологической помощи арт-терапия существует недавно (впервые это понятие использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов). Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже – с 50-х годов XX века, когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают.
Основным достоинством арт-терапии является то, что этот метод доступен для каждого – не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Главная цель арт-терапии – высвобождение эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии. Для арт-терапии очень важна спонтанность, позволяющая человеку понять свои чувства, научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой. Для это широко используется новые стили рисования.
Люди бессознательно рисуют закорючки на полях в тетради во время урока, разговора по телефону или совещания, эти закорючки будут дудлами.
Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а может занимать огромный лист и продолжать его можно до бесконечности.
Читать еще: Можно ли закапывать грудное молоко в нос?Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.
Художница Джоанна Басфорд рисует целые книги-раскраски («Зачарованный лес», «Таинственный сад») в стиле дудлинг. Их с удовольствием разрисовывают и взрослые, и дети. Дудлингу посвящены сообщество в
сети.
Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстpaктными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Бекка Крахула, автор книги «Зентангл», пишет: «При создании зентангла улучшается память, стимулируются творческие способности, поднимается настроение; зентангл успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе».
Техника исполнения арт-терапевтических методов дудгл и зентангл
Существуют разнообразные способы повысить свою креативность. Однако таких, которые бы заодно тренировали память, помогали сосредоточиться, являлись самой настоящей медитацией и при этом занимали всего 5-10 минут за сеанс не так уж и много.
Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.
Зентангл рисуется по четким правилам:
на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстpaктный узор, не имеющий верха или низа,
то есть не ориентированный в прострaнcтве;
черные узоры на белом фоне;
в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры
зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.
Классический зентангл выполняется так:
1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.
2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.
3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings), чтобы разделить область рисунка на секции.
4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а рисовать можно как “из головы”, так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.
Преимущества дудлинга и зентангла
Простота. Вам не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им прострaнcтво листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые уроки или шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.
Зентангл, как метод Арт-терапии, применяемый в работе с школьного психолога, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями.
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
устанавливается тесный психологический контакт всех члeнов процесса;
у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
воспитывается чувство коллективизма;
отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
стимулируется творческий подход, развивается воображение;
идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.
Пpaктическая реализация проекта:
Как показывает пpaктика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.
Дудлинг и зентангл
Обещала написать пост о развитии ребёнка. Вот созрела. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики очень важно для ребёнка. Детей у меня трое, были опробованы многие методики начиная от пальчиковых игр, лепки из солёного теста до дудлинга. Вот о последнем и расскажу.
Читать еще: Значение имени МаратСтили зентангл и дудлинг все чаще употрeбляются в рамках эффективной арт-терапии. Однако, для большинства людей такой вид рисования хорошо знаком по каpaкулям на полях во время скучных уроков, лекций и совещаний.
дудлинг и зентангл
Техники рисования зентангл и дудлинг на первый взгляд могут показаться похожими, однако, эти направления различаются.
Дудлинг (doodling) как стиль рисования происходит от английского слова doodle (бессознательные каpaкули). Такая техника подходит для всех от детей до взрослых, которые никогда не занимались рисованием. Дудлинг узоры позволяют сохранить концентрацию без умственного напряжения, эффективно справляясь с монотонией. Отсюда doodling можно по праву считать оригинальным и пpaктически не затратным вариантом арт-терапии и медитации. Дудлинг является свободной техникой и предлагает безграничные возможности для самовыражения на листе бумаги.
Зентангл (zentangle) был создан Риком Робертсом и Марией Томас в качестве запатентованной методики рисования. Она позволяет почувствовать себя настоящим художником, справиться со стрессом, агрессией и улучшить свое самочувствие с помощью узоров, орнаментов и различных паттернов. Создатели предлагают рисовать на белых листах шириной 3.5 дюйма (8,9 см) чернилами, линером или гелевой ручкой.
Классический зентангл должен быть свободным в выполнении, не ограниченным во времени, не ориентированным на прострaнcтво и абстpaктным. При этом небольшие листы заданного размера, позволяют выполнить рисунок быстро в любом месте, как только пришло вдохновение.
Стиль зентангл не только приносит удовольствие и развивает творческие способности, но и позволяет добиться художественной медитации. В отличие от дудлинга zentangle требует определенной концентрации и сосредоточенности от художника. Поэтому эта техника не может быть выполнена бессознательно и требует полного погружения в процесс.
Стили doodling & zentangle можно назвать импульсивными и неожиданными, а сама композиция развивается по ходу рисования и не определяется заранее. Хотя в зентангле предполагается некая аккуратность линий и элементов, в отличие от дудлинга, где это не является обязательным условием.
Зентангл и дудлинг способствуют развитию креативности, реализации творческого потенциала, повышают уверенность в себе, тренируют такие психические процессы, как внимание, мышление и память. Помимо этого можно улучшить свою собранность и настроение, достичь внутренней гармонии и управлять гневом.
Выводя на бумаге дудлы и дзен танглы, не стоит задумывать о конечном результате. Достаточно довериться своей интуиции и внутреннему состоянию, используя для самовыражения различные паттерны, закорючки, точки и абстpaктные узоры. За счет последовательного повторения легких мотивов, из которых получаются целые произведения искусства, можно погрузиться в некий трaнc и добиться долгожданного состояния комфорта и релаксации.
Рисовать я любила всегда и поначалу сама увлеклась этими видами рисования. Когда Данечка начал проявлять интерес к рисованию, я начала показывать ему схемы, показывать картинки с интересными вариантами. Что то мы повторяли, что то придумывали сами. Занятие оказалось настолько захватывающим, что через какое то время я начала вести такой кружок в школе. Оказалось, что дети кто ходил на кружок и мой сын тоже стали очень красиво писать, у них рука была более твёрдой, они знали силу нажима. Да и в целом это замечательное занятие для детей от 5-6 лет и до бесконечности. Хорошо развивает не только мелкую моторику, но и внимание, усидчивость, фантазию.
схема рисования
С помощью такой техники можно оформить блокноты и тетради
Дудлинг, Зентанглинг, развиваем творчество в ребенке
Активная арт-терапия (изотерапия в том числе) предполагает личное творчество ребёнка с ОВЗ. Вариантов здесь предостаточно, есть и необычные техники ИЗО.
Изотерапия для детей с ОВЗ
Интересным вариантом изотерапии для ребят ОВЗ (особенно младших школьников и подростков) представляются техники зентангл и дудлинг. Рисование узоров в этих техниках – расслабляющее занятие, позволяющее сбросить накопившийся негатив и даже искать и развивать скрытые возможности. Здесь не требуется специальных умений, не имеется ограничений по возрасту. Техники доступны и детям, и взрослым.
О материалах
Если заниматься зентанглом и дудлингом целенаправленно, то есть специальный перечень необходимых инструментов. Например, в продаже есть наборы квадратов 9х9 см. На таких рисуются узоры в технике зентангл. Ручки: обычная шариковая или гелевая ручка, линеры, тонкий маркер, перьевая ручка. Используя же техники как изотерапию, можно применять любые ручки и любую бумагу.
Рассмотрим эти необычные техники подробнее.
Неосознанный рисунок, каpaкули. Проще говоря – интуитивное рисование. Эмоции, принимающие некую форму на бумаге. Рука двигается легко и непринуждённо, рисуя простые фигуры: круги, точки, изогнутые линии. Из их сочетания возникают необычные и красивые картины.
1. Самый распространённый абстpaктный дудлинг.
2. Пейзажи. Это цветы, горы, городские улицы. И всё это заполняется какими-то элементами орнаментов.
3. Словесный дудлинг. Пишем слово или понравившуюся фразу красивым шрифтом. А дальше начинаем её украшать и надпись, и всё прострaнcтво вокруг неё.
4. Портретный. Рисунок крайне примитивен. Рисуются, как правило, лица. Не стоит бояться, что у вас не получится. Можно вообще раскраску взять.
5. Сюжетный (тематический). Выбирается тема и рисуются предметы по этой теме.
Поначалу бывает трудно расслабиться, голову никакие идеи не посещают, дрожащие неуверенные линии огорчают. Не стоит расстраиваться. Наша задача не шедевр с первого раза создать, а включить интуицию и расслабиться.
Чаще такое бывает у взрослых. Они сплошь и рядом страдают перфекционизмом. У детей причина другая: чаще всего неразвитость воображения. Это важные причины для занятий дудлингом. В любом случае это отличное хобби для ограниченного каким-то образом человека.
Если никак не получается, обучитесь немного вариантам простых рисунков. В интернете много образцов, которые возможно использовать для получения первичных навыков. Например, самый простой растительный орнамент.
Имеет с дудлингом много общего. Но требует более высокой концентрации внимания во время работы. Повторюсь: абстpaктные миниатюры – танглы – создаются обычно на квадратах размером 9х9 см. На начальном этапе (тренировочном) достаточно будет квадратов размером 5х5 см.
Внутри квадрата создаётся отдельная композиция, не содержащая никакой смысловой нагрузки. Или большой квадрат делится ещё на несколько частей, внутри которых рисуются свои узоры, объединяющиеся в один большой узор.
Художники, занимающиеся рисованием в технике зентангл, рекомендуют завести специальную тетрадку или альбомчик для образцов. Это может быть обычная тетрадка в клетку. По клеткам удобно ориентироваться. Сперва это будут просто понравившиеся узоры, а потом придут и собственные идеи. Их тоже не надо забывать.
Для занятий зентанглом не обязательно иметь художественное образование. Но вполне возможно, что для кого-то из людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это может стать средством заработка в интернете.
Рисуйте от души! Сайт Нестандартные дети желает творческих успехов.
Как лишай передается от человека к человеку? Пути заражения лишаем от животных или людей - первые проявления, симптомы и средства лечения Рассматривая...
09 11 2024 23:42:22
Как вылечить запор Как избавиться от запора в домашних условиях быстро и легко народными средствами Запор – это состояние, при котором человек не может...
08 11 2024 16:39:52
Чем опасна сороконожка и какой вред она несет Чем опасна домашняя сколопендра для человека: стоит ли бояться? Вокруг нас обитает большое количество...
07 11 2024 4:21:49
Что можно дать ребенку от рвоты: стандартные и народные методы лечения Народные средства от рвоты для детей Пищеварительная система ребенка несовершенна,...
06 11 2024 6:45:13
Как понять, что курица испортилась? Как понять, что курица испортилась? Блюда из куриного мяса пользуются большой популярность во многих российских...
05 11 2024 6:43:43
Уровни ПСА в разном возрасте при аденоме простаты ПСА при аденоме простаты Предстательная железа – это важнейший орган пoлoвoй системы мужчины, который...
04 11 2024 6:56:27
Спазм за ухом Головная боль за ушами В случае если ощущается головная боль за ушами, причины могут быть самыми разными, поскольку подобные болевые...
03 11 2024 1:31:57
Диета Симеонса с Анат Штерн: главные каноны, меню, отзывы Диета доктора Симеонса с Анат Штерн: меню и отзывы Создатель этого плана питания утверждает, что...
02 11 2024 12:55:58
Соматостатин (Somatostatin) Соматостатин Химическое название L-Аланилглицил-L-цистеинил-L-лизил-L-аспарагинил-L-фенилаланил-L-фенилаланил-L-...
01 11 2024 14:17:20
Лечение пролежня на крестце Как осуществляется лечение пролежней на крестце Пролежень на крестце формируется тогда, когда человек пребывает длительное...
31 10 2024 9:44:29
Мексидол при неврозах и ВСД Мексидол при ВСД Вегето-сосудистая дистония – целый комплекс симптомов, которые могут доставлять большие проблемы человеку....
30 10 2024 3:34:13
Симптомы лопнувшего яичника: как их вовремя распознать? Симптомы лопнувшего яичника: как их вовремя распознать? Разрыв одного из яичников,...
29 10 2024 20:13:16
Примеры графиков базальной температуры до задержки и при наступлении беременности Базальная температура при беременности на ранних сроках до задержки...
28 10 2024 10:16:26
Лечение ревматоидного артрита препаратами нового поколения Новое в лечении ревматоидного артрита: современные подходы и препараты Ревматоидный артрит –...
27 10 2024 6:59:38
ВПЧ 45 типа у женщин ВПЧ 45 типа у женщин неонкогенные; низкого онкогенного риска; высокоонкогенный. ВПЧ 45 типа числится в группе с высокой степенью...
26 10 2024 3:35:22
Тошнота и рвота при вегетососудистой дистонии: причины и лечение Тошнота при вегето сосудистой дистонии При ВСД проявление тошноты и рвоты является...
25 10 2024 12:37:24
Лечение гepпeса на спине у ребенка и взрослого Как проявляется гepпeс на спине и в чем опасность этого заболевания Когда обнаруживается аллергическая...
24 10 2024 1:13:15
Ангина Симановского-Плаута-Венсана Ангина Симановского-Плаута-Венсана Ангина Симановского-Плаута-Венсана (ангина язвенно-некротическая, ангина...
23 10 2024 17:35:47
Какой крем от геморроя лучше купить? 15 лучших средств от геморроя 2019 Геморрой – заболевание, сопровождающееся воспалением, тромбозом (формированием...
22 10 2024 14:27:59
40 Недель беременности вторые роды 40 неделя беременности 40 неделя беременности – последний шаг на пути к чуду! Хотя весь путь к рождению ребенка уже...
21 10 2024 18:43:24
Гликлазид Гликлазид (Gliclazide) Содержание Структурная формула Русское название Латинское название вещества Гликлазид Химическое название Брутто-формула...
20 10 2024 18:45:35
Что делать если появились папилломы на пoлoвых губах? Папилломы на пoлoвых губах Белые выделения и папилломы в районе малых и больших пoлoвых губ...
19 10 2024 14:27:37
Анализ крови на ВИЧ и гепатит. Как и где сдать анализ бесплатно Где анонимно сдать анализ на ВИЧ 1. Где пройти добровольное (в том числе анонимное)...
18 10 2024 2:59:32
По каким признакам распознать начало бронхиальной астмы Как распознать астму, признаки болезни Бронхиальная астма – одно из самых распространенных и...
17 10 2024 21:20:22
Викс Актив бальзам: инструкция по применению Викс Актив Бальзам с ментолом и эвкалиптом (Vicks Active Balsam with menthol and eucalipt) Действующее...
16 10 2024 11:50:24
Вентолин Небулы для ингаляций: инструкция по применению. Отзывы Вентолин небулы Вентолин небулы: инструкция по применению и отзывы Латинское название:...
15 10 2024 11:37:26
Цирроз печени Цирроз печени: симптомы, лечение, сколько с ним живут Циррозом печени называется хроническое, имеющее тенденцию к прогрессированию...
14 10 2024 6:32:42
Кесарево сечение без показаний: если ли у роженицы право выбора Кесарево сечение. Кто решает, каким образом ребенок появится на свет? В 60% случаев...
13 10 2024 19:37:19
Прививка от пневмококка: сроки вакцинации, противопоказания и возможные осложнения Опасна ли пневмококковая прививка – побочные действия и возможные...
12 10 2024 4:15:45
Влияние водки на артериальное давление Как алкоголь влияет на артериальное давление Нормальный уровень артериального давления это 120 на 80 мм. рт. ст....
11 10 2024 20:59:32
Можно ли отравиться Груздями солеными? Разновидности груздей и возможные причины отравления. Первая помощь и лечение интоксикации Грузди – грибы, о...
10 10 2024 21:40:42
Дудлинг, Зентанглинг, развиваем творчество в ребенке Арт-терапия в действии: применяем дудлинг и зентангл Автор статьи — Екатерина КЛИМЕНКО. В современном...
09 10 2024 2:32:47
Как лечить заложенность в ушах народными средствами Народные средства от заложенности Заложенность уха – приобретённое отрицательное явление, происходящие...
08 10 2024 9:45:37
Инструкция по применению Оциллококцинум Оциллококцинум ® Инструкция Оциллококцинум ® , Гранулы Регистрационный номер П N014236/01 Торговое название...
07 10 2024 8:45:15
Лечение аденоидов гомеопатией Гомеопатия при аденоидах у детей: лучшие препараты и схема приема Гомеопатическим средствам отводится важная роль в терапии...
06 10 2024 16:58:33
Боль при oнкoлoгической патологии Обезболивание при paке Лечение болевого синдрома в oнкoлoгии Несмотря на выдающиеся достижения современной oнкoлoгии,...
05 10 2024 19:37:49
Подрезание миндалин у ребенка: когда оно необходимо Как подрезают миндалины у детей и стоит ли делать операцию? Добрый день, уважаемые читатели! Что это...
04 10 2024 20:45:15
Как передается цветной (отрубевидный) лишай Отрубевидный, или разноцветный лишай. Советы врача. Отрубевидный лишай (синоним - разноцветный лишай) – это...
03 10 2024 4:29:39
Общий наркоз – что это такое и какие имеет последствия? Виды общего наркоза для операции и последствия В настоящее время наркоз имеет широкое...
02 10 2024 11:42:13
Из-за чего возникает боль в заднем проходе при беременности Боль в заднем проходе при беременности (отдающая боль) Как избавиться от боли в заднем проходе...
01 10 2024 0:39:24
Что делать, если у взрослого появился зеленоватый понос? Как лечить понос зеленого цвета у взрослого человека? Зеленый понос — признак бродильных...
30 09 2024 20:52:51
Народные средства от грибка ногтей Лечение грибка ногтей на ногах народными средствами Онихомикоз, или грибковое поражение ногтя, – очень неприятное...
29 09 2024 8:13:45
Правильное питание расписание по часам на день Диета по часам: минус 5 кг за 5 дней Обычные диеты не помогают? Изучите странные, но интересные методы...
28 09 2024 11:14:45
Что такое тениоз: симптомы и лечение Что такое тениоз: симптомы и лечение Тениоз – форма гельминтоза, хаpaктерная наличием в тонком кишечнике паразита под...
27 09 2024 8:10:18
Ацетилсалициловая кислота от зубной боли Аспирин от зубной боли Зубная боль – это, наверное, самое неприятное ощущение из всех видов дискомфорта, которые...
26 09 2024 22:26:19
Аллергия на воду: реальность или миф? Аллергия на воду. Миф или реальность? На настоящий момент специалисты выделяют несколько видов аллергии, но возможна...
25 09 2024 15:12:37
Противотуберкулезная вакцина БЦЖ-М - профилактика развития заболевания Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация Специфическая профилактика...
24 09 2024 5:47:44
Что такое экзема, как ее распознать и вылечить? Экзема на руках: как распознать и чем лечить Экзема — это хроническое кожное заболевание. Подобный диагноз...
23 09 2024 2:10:34
Йохимбе Форте ЙОХИМБЕ ФОРТЕ ЭВАЛАР Показания к применению Способ применения Побочные действия Противопоказания Передозировка Условия хранения Форма...
22 09 2024 6:36:13
Алкоголь при панкреатите Можно ли употрeбллять алкоголь при панкреатите Панкреатит представляет собой опасное заболевание, хаpaктеризующееся дисфункцией...
21 09 2024 5:30:13
Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::