Семья, здоровье и благополучие    


Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие

Блог Yosho

Практическая философия счастливой жизни

Личностный рост и развитие эмоций. Как развить эмоции. Упражнения.

Posted By: Yosho 30.01.2015

Личностный рост и развитие эмоций

Что такое эмоциональное развитие (развитие эмоций) и зачем оно нужно именно тебе.

Зачем нам развитие эмоций? Когда мы говорим о личностном росте и о том, куда и как имеет смысл развиваться, мы всегда упоминаем пункт эмоциональное развитие (развитие эмоций). Как выяснилось, многие вообще слабо себе представляют, о чем идет речь. Постараюсь объяснить понятно. Если совсем упрощенно говорить, то эмоции – это отношение к воспринимаемому. И разумеется они являются частью внутреннего состояния, которое так волнует многих. Отношение можно упрощенно выразить по следующей шкале – нейтральное, положительное, отрицательное. Ну, то есть что бы ни происходило вокруг, ты всегда можешь сказать – нравится оно тебе, не нравится, или вообще пофигу. Еще раз повторю – это очень упрощенная модель «монохромной» эмоциональности. В реальной жизни, разумеется, эмоции имеют много цветов и оттенков. Это естественно зависит от эмоционального развития конкретного человека. Развитие эмоций – вполне себе реальная вещь. Потому что эмоции так же как и другие части нашего организма могут быть скорректированы за счет тренировки.

Но для начала поговорим об этой простой шкале «нравится- не нравится». С нее по большому счету и начинается сознательное развитие эмоций.

Как это относится к твоей жизни? Совершенно непосредственно. Каждое мгновение твоей жизни что-то происходит вокруг. У тебя украли деньги, уволили с работы, уронили на ногу батарею – скорее всего тебе это не понравится. С тобой познакомилась красивая девушка, получил неожиданную премию, выиграл в покер – скорее всего тебе это понравится. Вроде бы просто. Практикуя сознательное развитие эмоций, ты сможешь также увеличить в жизни количество того, что тебе нравится.

А теперь подумай, какую реакцию вызывают в тебе все остальные события в твоей жизни? Ведь каждое мгновение вокруг что-то происходит. Скорее всего 99% этих событий вообще не вызывают у тебя осознанных эмоций. То есть тебе на них просто пофигу.

Естественно нет смысла как-то реагировать на все происходящее вокруг бурей эмоций. Так ты перегрузишь свое сознание и потонешь в этом. Но ведь ты чаще жалуешься на то, что жизнь скучна и малонасыщенна, чем на то, что ты перегружен эмоциями? А это напрямую связано, с тем, что все происходящее вокруг, тебе в общем-то по барабану.

Возможно, ты пришел к такому отношению, чтобы тебя меньше огорчали неприятности вокруг. Бывает. Но это на самом деле ловушка – привыкая слабо реагировать на происходящее, ты убираешь не только негативные, но и позитивные эмоции. А именно из них растут желания, про которые мы не раз говорили. И именно развитие эмоций может очень кардинально изменить твое внутреннее состояние и жизнь в целом. Глобально ты ничего сильно не хочешь именно потому, что тебе ничего сильно не нравится. Если ты очень любишь пирожные, то ты полезешь за ними на крышу дома. А если тебе на них пофигу, то даже не откроешь дверцу холодильника. Эмоциональность напрямую связана с твоей мотивацией.

Наглядно про развитие эмоций

Также развитие эмоциональности напрямую связано с восприятием чувства красоты. Мне сложно себе представить, что есть люди, которым может быть просто все равно, когда они смотрят на красивый, вид с горы, облака в небе, цветок, распускающийся в весеннем солнце, или красивое животное. Но такие люди вокруг нас и их большинство. И если ты относишь себя к ним, то наверняка тебе будет интересно узнать, что развитие эмоций принесет в твою жизнь совершенно новый уровень насыщенности.

Итак, конкретизирую. Под эмоциональным развитием (развитием эмоций) я понимаю развитие способности к переживанию эмоций, отношения к происходящему. Формально конечно негативная эмоциональность это тоже большие переживания, но под развитием эмоций я естественно буду понимать усиление способности к приятным переживанием. Если тебе это не очень пока понятно, то оттолкнись от простого постулата – твоя эмоциональность тем развитее, чем до большего количества вещей вокруг тебе не все равно. И, разумеется, я говорю о том, что эти вещи тебе нравятся.

Развитие эмоций делает нашу психическую жизнь насыщенной, интересной и увлекательной. Более того – это основа для развития радостных желаний. Когда тебе нравится жизнь вокруг, тебе будет интересно и хотеться что-то делать.

Я уже писал раньше про управление внутренним состоянием, состоянии счастья, а также связи эмоций с другими восприятиями.

Теперь собственно о том, как в этом направлении развиваться. Если ты чувствуешь, что с твоей эмоциональностью все тухло – начни с простого.

Базовая сенсорика в развитии эмоций.

развитие эмоций такое…

Цвета, вкусы, запахи, звуки- базовая сенсорика. Какой у тебя любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идет не о том, какой цвет тебе подходит в одежде, а о том какой цвет тебе нравится. (Вообще, если ты собираешься заниматься развитием эмоций, то привыкай сразу ко всему формировать отношение). На какой цвет тебе приятнее смотреть. Какой оттенок вызывает у тебя состояние радости. Окружи себя этим цветом. Здесь конечно нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить например потолок в черный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Наглядный пример подают нам всякие эмо и готы, которые делают по сути то же самое только наоборот – культивируют в себе негативные эмоции. Но это естественно не то развитие эмоций, о котором мы говорим, а путь в обратную сторону. Когда смотришь на любимый цвет, ты различаешь именно это восприятие «нравится». Это искомая эмоция – старайся ее запомнить максимально точно. Аналогично пробуй делать со вкусами, запахами, звуками. Это все базовые составляющие наших сенсорных ощущений. Напиши себе список своих любимых ощущений и возвращайся к ним регулярно для подпитки ВС и тренировки эмоциональности. Восприятия тренируются так же, как и мышцы – чем более регулярно ты испытываешь приятную эмоцию, тем сильнее твоя способность ее испытывать и тем больше вещей тебе начинает нравиться вокруг. Если ты начнешь это делать регулярно, то увидишь, что твои симпатии расширились. Ведь тебе нравится не один единственный цвет. Наверняка есть и другие любимые цвета и оттенки. И ты можешь составить иерархию того то тебе нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами. Это первый шаг в развитии эмоций.

Развитие эмоций, через отношение к объектам.

Когда ты четко составил список того что тебе нравится в жизни из базовых вещей. Переходи к объектам. Начни с привычки формировать отношение. Ты заходишь в новее помещение. И скорее всего тебе на большинство предметов вообще пофигу. Пробуй в каждом новом месте сразу делать эмоциональную окраску объектов. Например. Ты зашел в комнату. Сразу прикинь – вот этот стул мне нравится, а вот этот стол не очень. А вот в этом углу я категорически не хочу сидеть. Вот приятный диван, а это кресло тоже ничего, но нравится меньше. Когда ты сформируешь у себя привычку – ты заметишь, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета и эмоций в твоей жизни постепенно становится все больше.

Развитие эмоций в общении с людьми.

Когда ты разобрался с объектами, переходи к эмоциям от общения с людьми. Людей я оставил напоследок, потому что есть нюанс. Дело в том, что люди транслируют на нас свои эмоции. И если стол и стул ты можешь созерцать достаточно «чисто», то общение с человеком постоянно будет на тебя накладывать отпечаток от его ВС. Поэтому к формированию отношения к людям подходи гораздо более внимательно, чтобы различить где твои эмоции, а где его.

Развитие эмоций. Переживание ЧКР.

Не знаю, на каком этапе работы по развитию эмоций у тебя появится способность к переживанию чувства красоты. Может, оно у тебя уже было развито, а может появиться в процессе. Но для развития эмоций имхо наиболее важно регулярно переживать его, а также резонирующие с ним озаренные восприятия.

Как только у тебя выдастся свободная, минутка делай простое упражнение – смотри вокруг, отмечай, что ты видишь, и формируй отношение. Разумеется, стремиться надо к позитивным переживаниям, поэтому начни формировать свою жизнь и окружение таким образом, чтобы окружать себя вещами, людьми

Проблема эмоционального развития в психологии
консультация (старшая группа) на тему

Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром: миром людей, природы, предметов.

Читать еще:  Значение имени Нора

Развитие эмоциональной сферы у дошкольника должно обеспечивать в первую очередь формирование гармонически развитой личности.Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром: миром людей, природы, предметов.

Предварительный просмотр:

Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в психологической науке. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности.

Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональное развитие является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональное развитие, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоционального развития.

Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и так далее. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.

Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, которые соответствуют предметному восприятию и предметному действию. Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности.

И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал, что эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития.

Анализируя исследования по изучению эмоционального развития, мы акцентировали внимание на теории эмоционального развития, У. Макдаугл, который утверждал, что эмоциональное развитие тесно связано с ситуацией, в которой находится личность. Главная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.

Согласно исследованиям П. М. Якобсона, предпосылкой эмоционального развития является его общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.

В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональное развитие личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности.

Огромное внимание вопросу эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.

А. Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний) ; 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).

Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Рассматривая данное определение в психологической науке, мы выделили наиболее содержательные, на наш взгляд, трактовки данного термина.

Эмоциональное развитие — способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями.

Эмоциональное развитие — педагогически обусловленный процесс, сущностно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введения в мир культуры (культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения и др.).

Эмоциональное развитие личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

Согласно утверждению Л. П. Стрелковой, выделяется фазы эмоционального развития.

  1. Умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
  2. Умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других.
  3. Многообразие способов эмоционального реагирования.
  4. Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций.
  5. Интенсивность и глубина переживания.
  6. Уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане.
  7. Терминологическая оснащенность языка.

Согласно исследованиям психолога В. К. Солондаева, эмоциональное развитие дошкольника заключается в следующем.

1. Расширяется спектр переживаний. Например новорожденный ребенок умеет во всех ситуациях только «кричать» или «молчать». При молчании он чаще спит, а при крике чаще бодрствует. А уже через четыре года жизни ребенок может задумчиво грустить и не плакать в ожидании мамы; может подраться, почувствовать раскаяние и помириться после ссоры из-за любимой игрушки; а свою любимую игрушку ребенок любит совсем не той любовью, которой любит маму. Потом наступает дружба, которая бывает только в юности и приходит любовь со всем многообразием положительных и отрицательных, быстрых и медленных эмоций. А переживания родителей, которые наблюдают взросление детей одновременно с уходом своей молодости настолько сложны, что их почти невозможно описать. Фраза «вырастешь — узнаешь» говорится о том опыте, который нельзя передать, а нужно пережить чтобы понять. Обычно это эмоциональный опыт.

2) Расширяется осознание переживаний. Маленькому ребенку хватает двух слов: «весело» и «грустно». А в юности для выражения своих чувств иногда настолько не хватает слов, что начинается художественное творчество — проще нарисовать, сыграть, станцевать, спеть, чем сказать. Взрослый эмоционально благополучный человек способен выдерживать жизнь во всем ее эмоциональном многообразии — горе, радость, страх, любовь, гордость, отвращение и др.

3) Расширяются возможности контроля поведения. Голодный новорожденный ребенок не пытается сдержать крик. Дошкольник может потерпеть несколько минут, если эмоция не слишком сильная. Подросток, которого сильно и несправедливо (невыносимо — по его мнению) обидели, сделав замечание, способен отложить «выяснение отношений» на несколько часов или даже дней. Взрослый профессионал за годы работы принимает такое количество критики (в том числе несправедливой) и совершает столько ошибок, что выдержать этот эмоциональный негатив «в чистом виде» было бы невозможно. Однако мы успешно учимся на своих болезненных ошибках, мы продолжаем профессиональную деятельность и нередко достигаем значительных успехов именно вопреки своим эмоциям.

Таким образом, можно сделать вывод. Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в отечественной и зарубежной психологической науке. Существует множество подходов, теорий и взглядов по изучению и исследованию данного вопроса. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Эмоциональное развитие — способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями. Существуют несколько фаз эмоционального развития. Содержание эмоционального развития имеет свою специфику.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:

РАЗВИТИЕ — 1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития изучение всей… … Толковый словарь по психологии

Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком — Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и… … Официальная терминология

Развитие ребенка — физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 04.06.1997 N 16 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ … Официальная терминология

Развитие человека (human development) — Р. ч. на протяжении жизни новейшая комплексная область эмпирических исслед. и теорет. осмысления жизненного пути чел.. Она включает: а) изучение жизни во всей ее широте от зачатия до смерти; б) исслед. жизни во всей ее глубине от меняющихся… … Психологическая энциклопедия

РАЗВИТИЕ — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают … Профессиональное образование. Словарь

Читать еще:  Можно ли крабовые палочки при грудном вскармливании?

Развитие профессиональной карьеры (career development) — Р. п. к. охватывает процесс, этапы и задачи продвижения от одной должности к др.. Теории, исслед. и вытекающие из них приложения к психологии профессий можно подразделить на 4 осн. категории: согласовывающие подходы, феноменологические подходы и… … Психологическая энциклопедия

Нормальное развитие (normal development) — Под развитием понимается функциональная адаптация индивидуума, происходящая в результате взаимодействия нормального физиолог. роста со средовым опытом, опосредствованным развивающимся индивидуумом. Последовательность стадий развития не является… … Психологическая энциклопедия

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… … Большая психологическая энциклопедия

Аффективное развитие (affective development) — Аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин «аффект» охватывает широкий круг понятий и феноменов, включ … Психологическая энциклопедия

Моральное развитие (moral development) — Исслед. М. р. посвящены, в основном, изучению процесса, благодаря к рому индивидуум «интернализует» (усваивает) социально одобряемые нормы, правила и ограничения и начинает ориентироваться на них в своем поведении. Теория и эмпирические исслед.… … Психологическая энциклопедия

Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития

Дата публикации: 01.02.2019 2019-02-01

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Тихонова С. В. Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 299-301. — URL https://moluch.ru/archive/243/56158/ (дата обращения: 10.11.2019).

Дети очень разные. Но все они нуждаются в нашей ласке любви и заботе: и забияки, и задиры, и тихони. Изучение эмоциональной сферы, создание благоприятных условий развития одна из важнейших задач современного общества.

Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является вырабатывание эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского [4]. Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств — очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций — комплекс новорожденного [5].

Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений [3, 7]. Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность — потребность в общении [6]. Н. Я. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого [2].

К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии. Особенности эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом определяют специфику его эмоционального развития в более поздние возрастные периоды, в частности, в период младшего школьного возраста. Данную проблему разрабатывал Якобсон П. М. [1].

Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. с 4 до 5 лет дошкольники осознают собственную индивидуальность, понимают моральные доводы, заинтересованы во взаимодействии с другими детьми, лучше осведомлены в чувствах других людей. У ребенка в возрасте 4–5 лет начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует осознанию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6–7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

− освоение социальных форм выражения эмоций;

− формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

− благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

− эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые, родители любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Ребенок растет и развивается жизнерадостный, активный физически и психически, когда к нему хорошо относятся признают его права, постоянно внимательны. Эмоциональное благополучие способствует полноценному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Личность ребенка формируют эмоции. Эмоции так же могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Ему необходимо отдохнуть от своих собственных чувств.

Эмоции — это важнейшая сторона психики ребенка, характеризующая переживание им действительности. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: овладение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; становление эмоций благодаря речевому развитию осознанными. В целом эмоции отбирают позицию, из которой ребенок будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.

Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, развитию у детей социального и эмоционального интеллекта. Быть с эмоциями в ладу порой гораздо важнее, например, эрудиции. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  2. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
  3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
  4. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с.
  5. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 190 с.
  6. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. — 2010. — № 3. — С. 16–18
  7. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 34–37.

Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Читать еще:  Кристина: значение и происхождение имени, характер девочки и женщины, гороскоп

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.


Особенности питания при повышенном холестерине в крови у женщин

Особенности питания при повышенном холестерине в крови у женщин Особенности питания при повышенном холестерине в крови у женщин Таблица – что можно кушать при повышенном холестерине и что нельзя? Что можно есть и что...

08 05 2024 11:26:30

Перечная мята: лечебные свойства и противопоказания

Перечная мята: лечебные свойства и противопоказания Мята перечная: лечебные свойства и противопоказания, масло, отвар, настой Мята перечная – это...

07 05 2024 10:49:35

Прогестерон при беременности - норма содержания в крови на разных сроках, причины отклонений и способы лечения

Прогестерон при беременности - норма содержания в крови на разных сроках, причины отклонений и способы лечения Прогестерон при беременности - норма содержания в крови на разных сроках, причины отклонений и способы лечения Нормы прогестерона при беременности,...

06 05 2024 18:57:45

Аллергическая реакция на укус пчелы

Аллергическая реакция на укус пчелы Может ли укус пчелы стать причиной аллергической реакции? Укусы насекомых доставляют не просто дискомфорт, но и...

05 05 2024 21:11:41

Берлитион® 300 (Berlithion® 300)

Берлитион® 300 (Berlithion® 300) Берлитион ® 300 (Berlithion ® 300) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа 3D-изображения Состав и...

04 05 2024 16:22:29

Антибиотик Азитромицин от А до Я: полная инструкция по применению при ангине, гайморите и других лор-заболеваниях

Антибиотик Азитромицин от А до Я: полная инструкция по применению при ангине, гайморите и других лор-заболеваниях Антибиотик Азитромицин от А до Я: полная инструкция по применению при ангине, гайморите и других лор-заболеваниях Азитромицин при гайморите Известно, что...

03 05 2024 10:58:34

Радиоизотопная ренография почек

Радиоизотопная ренография почек Радиоизотопная ренография почек — современный метод диагностики патологий Функциональная диагностика нефрологическических...

02 05 2024 3:16:37

Имупрет , ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ

Имупрет , ТАБЛЕТКИ ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ Синупрет ® (Sinupret ® ) Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) 3D-изображения...

01 05 2024 19:46:23

Какие продукты повышают иммунитет

Какие продукты повышают иммунитет Какие продукты повышают иммунитет Самые лучшие продукты для повышения и укрепления иммунитета Для поддержания организма в тонусе человеку необходимо...

30 04 2024 2:45:18

Лечение полипов в кишечнике народными средствами — 6 эффективных «бабушкиных»рецептов

Лечение полипов в кишечнике народными средствами — 6 эффективных «бабушкиных»рецептов Лечение полипов в кишечнике народными средствами — 6 эффективных...

29 04 2024 16:19:56

Лечебные свойства и противопоказания зверобоя

Лечебные свойства и противопоказания зверобоя Лечебные свойства и противопоказания зверобоя Зверобой: полезные свойства, противопоказания, побочные действия, применение отвара, настоя для лечения...

28 04 2024 18:26:22

Как вытянуть позвоночник в домашних условиях?

Как вытянуть позвоночник в домашних условиях? Как вытянуть позвоночник в домашних условиях Тракция – что это? Данное понятие было придумано еще в...

27 04 2024 14:18:51

Эмилия: значение и история имени, судьба и характер

Эмилия: значение и история имени, судьба и характер Эмилия: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека Мы продолжаем рассказывать...

26 04 2024 2:49:19

Как лечить аденоиды первой степени у детей

Как лечить аденоиды первой степени у детей Аденоиды 1-2 степени у детей: причины, симптомы, лечение Аденоиды 1 степени у детей – начальная стадия...

25 04 2024 7:53:18

Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению

Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование...

24 04 2024 6:33:41

Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и профилактики йододефицита

Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и профилактики йододефицита Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и...

23 04 2024 8:54:57

Гливек (Glivec)

Гливек (Glivec) Гливек (Glivec) Гливек 100мг 120 шт. капсулы Новартис Консьюмер Хелс (Швейцария) Препарат: Гливек Аналоги по действующему веществу Филахромин 100мг 120...

22 04 2024 10:18:59

Можно ли подросткам давать безалкогольное пиво и с какого возраста его разрешено покупать?

Можно ли подросткам давать безалкогольное пиво и с какого возраста его разрешено покупать? Можно ли продавать безалкогольное пиво несовершеннолетним Пиво...

21 04 2024 0:47:57

Отеки при сердечной недостаточности: как снять сердечные отеки

Отеки при сердечной недостаточности: как снять сердечные отеки Отеки при сердечной недостаточности: как снять сердечные отеки Сердечные отеки Сердечные отеки – это один из признаков хронической сердечной...

20 04 2024 12:53:54

Что делать, если ребенок не хочет брать грудь?

Что делать, если ребенок не хочет брать грудь? Что делать, если ребенок не хочет брать грудь? Что делать маме, если ребенок отказывается от груди? Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются...

19 04 2024 5:37:12

График прививок детям до года в России

График прививок детям до года в России Календарь прививок по месяцам до 1 года: список и график плановой вакцинации детей в России В течение 1-3 дней...

18 04 2024 12:24:37

Именины Риммы

Именины Риммы Именины Риммы Римма всегда ранний ребенок, она опережает своих сверстников в развитии, всему учится рано. Часто посещает музыкальные либо...

17 04 2024 12:34:27

Анализ на совместимость партнеров для зачатия: показания, подготовка, методика

Анализ на совместимость партнеров для зачатия: показания, подготовка, методика Анализ на совместимость партнеров для зачатия: показания, подготовка,...

16 04 2024 21:54:43

Чем лечить анальную трещину у ребенка?

Чем лечить анальную трещину у ребенка? Чем лечить анальную трещину у ребенка? Анальная трещина у ребенка: диагностика и способы лечения Анальная трещина у ребенка помимо физического дискомфорта...

15 04 2024 13:23:55

3 способа, как быстро вылечить мозоль на ноге и ступнях. Лечение и избавление нароста в домашних условиях и клинике

3 способа, как быстро вылечить мозоль на ноге и ступнях. Лечение и избавление нароста в домашних условиях и клинике 3 способа, как быстро вылечить мозоль на ноге и ступнях. Лечение и избавление нароста в домашних условиях и клинике Как быстро вылечить мозоль в домашних...

14 04 2024 4:54:38

Лазерная коррекция шрамов, рубцов, растяжек

Лазерная коррекция шрамов, рубцов, растяжек Лазерная коррекция шрамов, рубцов, растяжек Лазерная коррекция шрамов, рубцов, растяжек Рубцы - это обширная группа, которая включает в себя...

13 04 2024 9:47:39

Аллергия у новорожденных - причины возникновения и виды, диагностика, методы лечения и возможные последствия

Аллергия у новорожденных - причины возникновения и виды, диагностика, методы лечения и возможные последствия Аллергия у новорожденных Когда на теле...

12 04 2024 12:38:32

Применение вазопрессина при несахарном диабете

Применение вазопрессина при несахарном диабете Центральный несахарный диабет: современные аспекты диагностики и лечения Центральный несахарный диабет (НД)...

11 04 2024 12:49:26

Откуда появились клещи в России и где они водятся?

Откуда появились клещи в России и где они водятся? Откуда появились клещи в России и где они водятся? Появление энцефалитных клещей уже не одно...

10 04 2024 8:13:41

Эуфиллин для беременных — инструкция по применению. Для чего назначают Эуфиллин беременным

Эуфиллин для беременных — инструкция по применению. Для чего назначают Эуфиллин беременным Эуфиллин для беременных — инструкция по применению. Для чего назначают Эуфиллин беременным Эуфиллин при беременности Примерно 75% беременных женщин...

09 04 2024 5:12:29

Можно ли пить алкогольные напитки во время месячных

Можно ли пить алкогольные напитки во время месячных Можно ли пить алкоголь во время месячных? Каждый месяц в жизни женщин наступает менструальный цикл....

08 04 2024 17:43:33

Календарь зачатия

Календарь зачатия Календарь зачатия Календарь зачатия Календарь зачатия ребенка: как рассчитать? Календарь зачатия — это удобная вещь, которая позволяет женщине следить за...

07 04 2024 10:29:49

Можно ли гипертоникам есть имбирь?

Можно ли гипертоникам есть имбирь? Можно ли гипертоникам есть имбирь? Можно ли гипертоникам есть имбирь? Способен ли имбирь помочь при гипертонии? Растение является антиоксидантом,...

06 04 2024 13:25:21

Список продуктов, от которых толстеют

Список продуктов, от которых толстеют Список продуктов, от которых толстеют 20 продуктов, которые можно есть и не толстеть В основном советы людей, сидящих на диете, заключаются в том, что...

05 04 2024 21:11:44

Власоглав человеческий

Власоглав человеческий Власоглав человеческий Человеческий Влагослав: симптомы и лечение трихоцефалеза Одним из распространенных и коварных человеческих паразитов является...

04 04 2024 15:49:22

Все о фармакологии Фенилбутазона и о способах его применения

Все о фармакологии Фенилбутазона и о способах его применения Фенилбутазон (Phenylbutazone) Содержание Структурная формула Русское название Латинское...

03 04 2024 7:57:46

Современные методы обезболивания при онкологии

Современные методы обезболивания при онкологии Обезболивающие при раке Часто назначается обезболивающее при онкологии, которое частично помогает пациенту...

02 04 2024 23:45:57

Перивентрикулярный лейкоареоз головного мозга

Перивентрикулярный лейкоареоз головного мозга Лейкоареоз головного мозга — что это такое, как лечить Лейкоареоз головного мозга – что это такое и как его...

01 04 2024 8:13:52

Совместимость АЦЦ и Эреспала

Совместимость АЦЦ и Эреспала Совместимость АЦЦ и Эреспала Совместимость Эреспала и АЦЦ Кашель – симптом, сопровождающий почти каждое воспаление дыхательной системы. По статистике 20%...

31 03 2024 14:37:56

Рыбные котлеты из минтая

Рыбные котлеты из минтая Рыбные котлеты из минтая Котлеты из минтая: рецепты с фото, простые и вкусные Приготовление мясных котлет мало отличается от изготовления рыбных. Ведь...

30 03 2024 5:57:47

Салат из огурцов и помидоров

Салат из огурцов и помидоров Салат из огурцов и помидоров Салат из огурцов и помидоров Рецепт приготовления овощного салата из помидоров, огурцов и зелени - в помощь всем, кто любит...

29 03 2024 12:51:23

Температура у ребёнка после прививки

Температура у ребёнка после прививки Температура у ребёнка после прививки Когда встречается температура у ребенка после прививки? Что при этом делать? Сайт предоставляет справочную информацию...

28 03 2024 6:43:19

Вреден ли глютамин: мифы и реальность

Вреден ли глютамин: мифы и реальность Вреден ли глютамин: мифы и реальность Вреден ли глютамин: мифы и реальность любитель бега и редактор SportPriority «С глютеном мы разобрались в прошлой...

27 03 2024 7:45:49

Аспартам (Е951): вред или польза, правила приема и мнения специалистов

Аспартам (Е951): вред или польза, правила приема и мнения специалистов Аспартам (Е951) Речь пойдет о довольно распространенной пищевой добавке,...

26 03 2024 16:59:53

Инсульт и пневмония – хуже не придумать

Инсульт и пневмония – хуже не придумать Инсульт и пневмония – хуже не придумать Инсульт и пневмония – хуже не придумать Инсульт сам по себе является тяжелым заболеванием, которое может легко...

25 03 2024 19:28:49

Два способа очищения организма – хороший и очень хороший

Два способа очищения организма – хороший и очень хороший Два способа очищения организма – хороший и очень хороший Очищение организма - лучшие способы Самым важным, базовым способом, ведущим к отменному здоровью,...

24 03 2024 12:27:27

Каков ваш внутренний возраст?

Каков ваш внутренний возраст? Тест: каков ваш внутренний возраст? Сколько же вам лет на самом деле? Чтобы выяснить это, ответьте на вопросы нашего теста....

23 03 2024 5:58:21

Алкоголь и диета: пить или не пить?

Алкоголь и диета: пить или не пить? Алкоголь и диета: пить или не пить? Алкоголь и диета. Пить или не пить? Во Франции редкий ужин обходится без бокала вина. Алкоголь, несомненно,...

22 03 2024 15:44:37

Нашатырный спирт, симптомы отравления

Нашатырный спирт, симптомы отравления Отравление аммиаком Аммиак – это газообразное соединение с резким специфическим запахом, молекула которого состоит...

21 03 2024 21:46:53

Лучшие сорта хурмы. Описание вкусовых качеств. Морозостойкие сорта.

Лучшие сорта хурмы. Описание вкусовых качеств. Морозостойкие сорта. Выращивание хурмы в холодных регионах: описание самых морозостойких сортов....

20 03 2024 13:36:17

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::