Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19

Notice: Undefined variable: mainpage in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 63

Notice: Undefined variable: rubpage in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 94

Notice: Undefined variable: sitemap in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 136

Notice: Undefined variable: leftmenu in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 149

Notice: Undefined index: amp in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 171

Notice: Undefined variable: searchpage in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_config.php on line 3
Занятия для школьника с умственной отсталостью > Семья и дети, давление, сосуды
Notice: Undefined variable: keywords in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 66

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 124

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 124

Notice: Undefined variable: mainpage in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 158
+7(977)9328978 Семья, здоровье и благополучие    


Занятия для школьника с умственной отсталостью

Занятия для школьника с умственной отсталостью


Notice: Undefined variable: good_for_adv in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 375

Notice: Constant TRUSTLINK_USER already defined in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_top.php on line 377

Занятия для школьника с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: хаpaктерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: хаpaктерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны гeнитaльная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дeбильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается нeнopмaльным.

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие предметов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
  7. Осознание времени и прострaнcтва.
    Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в прострaнcтве, различать времена года, определять время по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, хаpaктеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтpaк?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Читать еще:  Семерка эпифитов для выращивания в домашних условиях

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по комaнде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно комaнде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.) ;
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в пpaктике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная пpaктическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового хаpaктера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, хаpaктерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий хаpaктер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-прострaнcтвенную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного хаpaктера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

Читать еще:  Таблетки от головной боли при беременности

Занятия для детей с умственной отсталостью – Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

Разделы:
Школьная психологическая служба

Класс:

На современном этапе развития российского
общества наблюдается рост детей с умственной
отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи
сегодня изучают проблему развития умственной
отсталости. На сегодняшний день
психолого-педагогической наукой доказано, что из
всех функциональных отклонений в состоянии
здоровья человека по социальным последствиям
умственная отсталость является наиболее
распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми
детьми, особенно младшего школьного возраста
занимает развитие сенсомоторики, поскольку она
влияет на процесс обучения ребенка. Установление
межанализаторных связей и успешный синтез
зрительной, слуховой и кинестетической
информации обеспечивают правильное соотнесение
звуков устной речи с буквами на письме и чтении.
Развитие двигательной функции активизирует
развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок
двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии
детей и подростков (М.М. Кольцова,
Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была
подтверждена связь интеллектуального развития и
пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так
же доказали влияние манипуляции рук на функции
высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с
умственной отсталостью занимался Э. Сеген,
который разработал методику обучения на основе
стимуляции органов чувств. М. Монтессори
разработала систему обучения и развития детей с
проблемами в развитии, основанную на развитии
сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн,
Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие
ощущений и восприятий у умственно отсталых детей
оказывается ядерными симптомами умственной
отсталости, которые затрудняют формирование
представлений о времени, тормозят развитие
психических процессов, в частности, мышления. В
настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова
разработали программу курса коррекционных
занятий и серию методических рекомендаций
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной
отсталостью сенсомоторное развитие значительно
отстает по срокам формирования и проходит
чрезвычайно неравномерно. Замедленность,
недифференцированность, узость объема
зрительного восприятия, нарушения и
специфические недостатки моторики затрудняют
его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью
зависит от создания психолого-педагогических
условий развития. В качестве таких обстоятельств
выделяют следующее: использование в
образовательном процессе различных приемов
работы с детьми с умственной отсталостью и
различных видов изобразительного творчества.
Эти условия должны учитывать интересы и
потребности ребенка и его развитие, возрастные
особенности и задачи
коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование
различных видов изобразительного творчества
.
Это ставшие уже привычными – рисование,
аппликация, лепка, конструирование, плетение,
вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные,
мало использующиеся в пpaктике работы педагогов
– выкладывание мозаики; сортировка мелких
геометрических фигур или предметов с учетом их
формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка;
ниткопись; оригами и другое. Данная пpaктическая
деятельность не только способствует развитию
сенсомоторики у детей с умственной отсталостью,
но и вызывает у них положительные эмоции,
помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию
сенсомоторики большое значение имеет следующее
условие – использование в образовательном
процессе различных приемов
: дидактические
игры, игры с песком, водой, кубиками,
конструктором, мозаиками, графические игровые
упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные
упражнения, подвижные игры, физкультурные
упражнения игрового хаpaктера и так далее.
«Пальчиковый игротренинг» включает в себя
статические игровые упражнения для пальцев и
кистей рук; динамические игровые упражнения;
пальчиковые игры и упражнения со стихотворным
сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с
умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать
вывод, что в специальных образовательных
учреждениях мало внимания уделяется развитию
сенсомоторики детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между
необходимостью развития сенсомоторики у
младшего школьника с умственной отсталостью и
недостаточной методической разработанностью
вопроса о необходимых и достаточных условиях,
обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание
условий для развития сенсомоторики у младших
школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

    Способствовать коррекции
    зрительно-двигательной и моторной координации
    ребенка.

Осуществлять коррекцию осязания и мелкой
моторики ребенка.

Способствовать развитию зрительного
восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно
направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление
присущих детям с интеллектуальными нарушениями
недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов
психической деятельности. Но коррекционная
направленность данного курса не может в полной
мере заменить собой коррекционную
направленность всего процесса обучения и
воспитания в специальной (коррекционной) школе.
Общая коррекционная работа, осуществляемая в
процессе урока, должна дополняться на занятиях
индивидуальной коррекцией недостатков,
хаpaктерных для отдельных учащихся или подгрупп
учащихся.

Принципы построения занятий:

    системность и последовательность подачи
    материала;

цикличность построения занятий;

развивающий и воспитывающий хаpaктер учебного
материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий
при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество
детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9
лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с
их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
затруднениями при необходимости применять
умственные усилия, требуют внесения игровых
моментов, частой смены форм работы, перерывов для
отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их
в учение с постоянным учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Вследствие этого,
занятие представляет собой игру-оболочку,
которая состоит из 4 частей и осуществляется
в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из
комплекса упражнений для развития мелкой
моторики и гимнастики для глаз. Упражнения
гимнастики для глаз позволяют расширить
зрительно-прострaнcтвенную активность, улучшить
восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики
является развитие межполушарной связи и
межполушарного взаимодействия. Межполушарная
связь и межполушарное взаимодействие имеют
большое значение для развития мелкой моторики
путем синхронизации работы полушарий головного
мозга. Также благоприятно сказывается на
развитии способностей, памяти, внимания,
мышления, речи. Выполняются данные упражнения в
течение 3 минут. Использованные в занятиях
упражнения представлены в Приложении
1
.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача
– сбросить инертность физического и
психического самочувствия, поднять общий тонус,
настроить детей на активную работу, «разогреть»
внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка
включает два вида упражнений: одно упражнение на
развитие внимания, памяти, мышления, второе – на
развитие восприятия. По времени выполнение
данных упражнений занимает 5-10 минут.
Использованные игры и упражнения для разминки
представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из
задания изобразительного хаpaктера: лепкой,
рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же
проводятся игры и упражнения на развитие
восприятия и ощущений. По времени эта часть
занимает 15-20 минут. В составе этой части
проводятся подвижные игры малой активности, так
как у детей с умственной отсталостью снижена
работоспособность и отмечается низкий уровень
концентрации внимания. Данные игры выступают в
роли физминуток и позволяют развивать общую
моторику, координацию движений, деятельности
зрительного и слухового анализаторов. Здесь же
можно провести пальчиковые игры и упражнения.
Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3,
пальчиковые игры, упражнения – в Приложении
4
. В использованные на занятиях игры
малой подвижности, представлены в Приложении
5
.
Четвертая часть занятия – упражнения
на релаксацию (Приложение 6),
сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и
позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, развивать
воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.

Заканчивается занятие ритуалом прощанием
педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех
занятиях проходят одинаково. Для приветствия
используются упражнения «Комплимент» и «Круг»:
все дети и педагог встают в круг и сначала каждый
участник должен сказать своему соседу что-нибудь
приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное
«Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал
прощания проводится аналогично: сначала слова
благодарности друг другу за работу, общее
рукопожатие и потом произнесение хором
«До-сви-да-ни-я. ».

Индивидуальное занятие с ребенком с умственной отсталостью

1. Организационный момент:
По дорожке к сказке в дом
Мы сейчас с тобой пойдем:
По прямой — идем, идем
По извилистой пойдем
Домик мы с тобой найдем.

2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме?
— Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся.
На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа.
Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа.
Появившееся животное подает голос.
— Как корова подает голос? ( «му», корова мычит)
— Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)

Читать еще:  Грандаксин® (Grandaxin®)

— Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж).
— Сколько ежей ты нашла?
(ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок).
— Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч?
— Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.
Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию
Покатился круглый ежик
По ладошке, по ладошке,
Он по пальчикам бежит,
Потихонечку пыхтит

5. Д/игра «Угостим ежей»
— Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами).
— Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4)
(яблоки раскладывает пинцетом).
— Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки).
Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними.
Динамическая пауза «Дом» (по подражанию)
Мы с тобою строим дом,
Есть окошко в доме том,
Рядом елочка растет,
Ежик в домике живет.

6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь?
( варианты помощи предлагает ребенок).
-У нас нет инструментов, чтобы построить дом.
Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.

7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции:
— Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону).
— Посередине полянки стоит избушка.
— Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких.
— Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая.
— Слева от избушки растут 2 высокие березы.
— Внизу, под горой бежит ручей.
— У ручья растет трава.
— А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.
Словесный отчет.
— Расскажи ежам:
— Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы),
— Что находится вверху? ( внизу).
— Только почему — то наши друзья загрустили.
— Покажи, какие они грустные
(ребенок мимикой изображает грусть).
— Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)

8. Упражнение «Посадим цветы».
Работа с прищепками.
— Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов?
(показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4)
— Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись.
Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).

9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.

10. Итог
— Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще».
Ребенок прощается с друзьями и уходит.

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый хаpaктер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, заpaбатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить прострaнcтвенное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими члeнами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже cмepти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.



Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Коронарография сосудов сердца — что это такое, безопасно ли, когда проводится

Коронарография сосудов сердца — что это такое, безопасно ли, когда проводится Коронарография сосудов сердца — что это такое, безопасно ли, когда проводится Последствия коронарографии сердца 5 минут Автор: Любовь Добрецова 22869...

24 10 2024 13:46:28


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Насколько эффективны и безопасны детокс чаи для очищения организма и похудения?

Насколько эффективны и безопасны детокс чаи для очищения организма и похудения? Насколько эффективны и безопасны детокс чаи для очищения организма и похудения? Детокс-чай для очищения организма - особенности, эффективность и отзывы...

23 10 2024 7:33:17


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Препараты в аптеке, повышающие тестостерон у мужчин

Препараты в аптеке, повышающие тестостерон у мужчин Препараты в аптеке, повышающие тестостерон у мужчин Как повысить тестостерон: топ методов Постоянное чувство усталости, провалы в постели, стремительное...

22 10 2024 3:54:55


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Лечение народными средствами в домашних условиях. Народные средства от болезней

Лечение народными средствами в домашних условиях. Народные средства от болезней Лечение народными средствами в домашних условиях. Народные средства от болезней Народное лечение — эффективными средствами (по диагнозам) Народное лечение...

21 10 2024 13:13:49


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Эффективность употрeбления свеклы как слабительного средства: рецепты приготовления и противопоказания

Эффективность употрeбления свеклы как слабительного средства: рецепты приготовления и противопоказания Эффективность употрeбления свеклы как слабительного средства: рецепты приготовления и противопоказания Свекла от запора: насколько полезна и имеет ли...

20 10 2024 1:28:46


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Тошнит, но не рвет

Тошнит, но не рвет Тошнит, но не рвет Что делать, если тошнит, но не рвет? Причины и лечение тошноты Каждому сейчас крайне трудно вести здоровый образ жизни. Множество...

19 10 2024 7:39:57


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Детские противовирусные препараты от простуды в форме свечей для малышей с первых дней жизни до 3 лет

Детские противовирусные препараты от простуды в форме свечей для малышей с первых дней жизни до 3 лет Детские противовирусные препараты от простуды в форме свечей для малышей с первых дней жизни до 3 лет Первая помощь при переохлаждении и чем лечить...

18 10 2024 23:55:21


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения

Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения Как передается подкожный клещ на лице у человека Демодекоз представляет собой дерматологическое...

17 10 2024 3:20:44


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Можно ли при подагре есть семечки

Можно ли при подагре есть семечки Можно ли при подагре есть семечки Можно ли есть семечки при подагре? Больным, соблюдающим диету, интересно знать, полезно ли употрeбллять семечки при...

16 10 2024 2:46:53


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Параовариальная киста яичника: причины, диагностика и лечение

Параовариальная киста яичника: причины, диагностика и лечение Параовариальная киста яичника: лечить или забыть? Примерно 85% современных женщин хоть раз в...

15 10 2024 1:35:54


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Грейпфрут – особенности его потрeбления при диабете, а также польза и вред

Грейпфрут – особенности его потрeбления при диабете, а также польза и вред Грейпфрут – особенности его потрeбления при диабете, а также польза и вред Грейпфрут – особенности его потрeбления при диабете, а также польза и вред...

14 10 2024 16:54:29


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Чудодейственная янтарная кислота: ее польза и вред для взрослых и детей

Чудодейственная янтарная кислота: ее польза и вред для взрослых и детей Чудодейственная янтарная кислота: ее польза и вред для взрослых и детей Янтарная кислота для детей: показания к применению, дозировка Медицинский эксперт...

13 10 2024 7:43:42


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
13 симптомов и лечение вируса папилломы человека у женщин

13 симптомов и лечение вируса папилломы человека у женщин ВПЧ у женщин и его лечение: перечень действенных методов и рекомендации врачей Вирусом папилломы...

12 10 2024 7:39:53


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Продукты богатые аргинином

Продукты богатые аргинином Продукты богатые аргинином Аминокислоты – это незаменимые элементы в организме человека, которые способствуют синтезу белка. О...

11 10 2024 9:37:48


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Рак легких у женщин, признаки на ранней стадии

Рак легких у женщин, признаки на ранней стадии Рак легких у женщин, признаки на ранней стадии Каковы признаки paка легких на ранних стадиях у женщин Именно первичные признаки paка легких на ранней...

10 10 2024 8:30:47


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Допегит при беременности

Допегит при беременности Допегит при беременности Таблетки Допегит при беременности Таблетки Допегит применяют при беременности. Часто у беременных бывает высокое давление,...

09 10 2024 22:52:11


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Может быть ли аллергия на мукалтин

Может быть ли аллергия на мукалтин Может быть ли аллергия на мукалтин Может быть ли аллергия на Мукалтин? Может ли возникнуть аллергия на Мукалтин? Ответ будет положительным. Как и другие...

08 10 2024 3:12:50


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Инструкция по применению Фарингосепта: от чего помогает?

Инструкция по применению Фарингосепта: от чего помогает? Фарингосепт ® (Faringosept) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа...

07 10 2024 1:32:40


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Комплекс ЛФК при сколиозе

Комплекс ЛФК при сколиозе Комплекс ЛФК при сколиозе ЛФК при сколиозе Сколиоз возникает в основном у детей и подростков, в период их роста. Для этого заболевания хаpaктерно...

06 10 2024 13:45:52


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Можно ли принимать Капотен с алкоголем

Можно ли принимать Капотен с алкоголем Можно ли принимать Капотен с алкоголем Совместим ли Капотен с алкоголем? Капотен — препарат, прием которого назначается при артериальной гипертензии,...

05 10 2024 22:10:10


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Шиповник при холецистите и панкреатите — польза, рецепты отвара для лечения, противопоказания

Шиповник при холецистите и панкреатите — польза, рецепты отвара для лечения, противопоказания Польза отвара шиповника при панкреатите Уникальным...

04 10 2024 17:15:56


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Невынашивание беременности

Невынашивание беременности Невынашивание беременности: что это такое? Под невынашиванием подразумевают самопроизвольное прерывание беременности в период...

03 10 2024 0:49:17


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и профилактики йододефицита

Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и профилактики йододефицита Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и профилактики йододефицита Биодобавка Йод Актив: инструкция по применению для устранения и...

02 10 2024 3:55:33


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Иов малыш при аденоидах – отзывы врачей и пациентов

Иов малыш при аденоидах – отзывы врачей и пациентов Иов малыш при аденоидах – отзывы врачей и пациентов Иов малыш при аденоидах – отзывы врачей и пациентов Приветствую вас, мои дорогие читатели! С вами...

01 10 2024 15:14:38


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Холестеатома

Холестеатома Холестеатома Холестеатома: причины развития, виды, симптомы, диагноз, лечение Холестеатома — объемное полостное новообразование, заключенное в фиброзную...

30 09 2024 0:26:33


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Базалиома: фото, стадии и лечение, базалиома кожи лица и носа

Базалиома: фото, стадии и лечение, базалиома кожи лица и носа Базалиома: фото, стадии и лечение, базалиома кожи лица и носа Базалиома кожи – что это такое, причины, фото на разных стадиях, как лечить базалиому...

29 09 2024 23:58:30


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Причины запоров у грудничка при смешанном вскармливании, как наладить стул у ребенка?

Причины запоров у грудничка при смешанном вскармливании, как наладить стул у ребенка? Запоры у грудничка при смешанном вскармливании: что делать? Молодым...

28 09 2024 0:53:10


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Kак поднять иммунитет ребенку

Kак поднять иммунитет ребенку Kак поднять иммунитет ребенку Как укрепить иммунитет ребенку дошкольного возраста при частых простудах? Доброго времени суток, дорогие мои! Сезон простуд...

27 09 2024 3:12:49


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Молочница во рту у взрослых: симптомы, лечение

Молочница во рту у взрослых: симптомы, лечение Молочница во рту у взрослых: симптомы, лечение Чем лечить молочницу во рту у взрослых лучше всего? Казалось бы, кандидоз ротовой полости в основном...

26 09 2024 16:56:51


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Чем мазать опоясывающий лишай? Профилактика и лечение

Чем мазать опоясывающий лишай? Профилактика и лечение Чем мазать опоясывающий лишай? Профилактика и лечение Чем мазать опоясывающий лишай? Профилактика и лечение Опоясывающий гepпeс хотя и встречается часто,...

25 09 2024 19:14:17


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Ушные свечи для удаления пробок относятся к гигиеническим нелекарственным средствам

Ушные свечи для удаления пробок относятся к гигиеническим нелекарственным средствам Ушные свечи для удаления пробок относятся к гигиеническим нелекарственным средствам Ушные свечи для удаления пробок, отзывы Возникновение серы в органе...

24 09 2024 11:52:21


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Колхицин: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Колхицин: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Колхицин: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Колхицин (Colchicine) Содержание Структурная формула Русское название Латинское название...

23 09 2024 17:45:55


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Эффективно ли применение Доксициклина при xлaмидиозе?

Эффективно ли применение Доксициклина при xлaмидиозе? Использование Доксициклина для лечения xлaмидиоза При лечении xлaмидийных инфекций обязательно...

22 09 2024 6:17:29


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Значение имени Генриетта

Значение имени Генриетта Значение имени Генриетта Имя Генриетта: значение, хаpaктеристика, судьба 31 Октября, 2018 Значение Оксана Скрипова Генриетта — одно из необычных имен для...

21 09 2024 17:31:12


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Применение ингаляций от насморка детям

Применение ингаляций от насморка детям Применение ингаляций от насморка детям Ингаляции при насморке небулайзером рецепты для детей Насморк у детей возникает довольно часто вследствие того, что...

20 09 2024 12:30:44


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Что делать, если у грудничка аллергия на белок коровьего молока?

Что делать, если у грудничка аллергия на белок коровьего молока? Что делать, если у грудничка аллергия на белок коровьего молока? Что делать, если у грудничка аллергия на молочные продукты Представить себе детство...

19 09 2024 5:25:10


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Что спасет от гнойника: прогревания, капли или операция? Лучшие способы лечения ячменя у ребенка в 2 года

Что спасет от гнойника: прогревания, капли или операция? Лучшие способы лечения ячменя у ребенка в 2 года Что спасет от гнойника: прогревания, капли или операция? Лучшие способы лечения ячменя у ребенка в 2 года Что спасет от гнойника: прогревания, капли или...

18 09 2024 16:38:29


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Почему может болеть живот в начале беременности?

Почему может болеть живот в начале беременности? Почему может болеть живот в начале беременности? Боль внизу живота — когда это признак беременности? Увидеть 2 заветные полоски на тесте для определения...

17 09 2024 14:24:24


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков?

Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков? Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков? Симптомы атопического дерматита у грудничка, методы лечения Атопический...

16 09 2024 15:10:44


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Мультифолликулярные яичники — как забеременеть при такой особенности организма?

Мультифолликулярные яичники — как забеременеть при такой особенности организма? Мультифолликулярные яичники — как забеременеть при такой особенности организма? Что такое мультифолликулярные яичники и можно ли с ними забеременеть Во...

15 09 2024 2:31:33


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Как не навредить малышу на ГВ: как надо правильно использовать гели и мази при болях в спине и других недугах?

Как не навредить малышу на ГВ: как надо правильно использовать гели и мази при болях в спине и других недугах? Как не навредить малышу на ГВ: как надо правильно использовать гели и мази при болях в спине и других недугах? Как не навредить малышу на ГВ: как надо...

14 09 2024 4:33:33


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Безбелковая диета при заболевании почек: принципы питания и вкусные рецепты

Безбелковая диета при заболевании почек: принципы питания и вкусные рецепты Безбелковая диета при заболевании почек: принципы питания и вкусные рецепты Диета при заболевании почек: примерное меню, разгрузочные дни, рецепты, списки...

13 09 2024 11:39:18


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Может ли повышаться сахар при стрессе

Может ли повышаться сахар при стрессе Может ли повышаться сахар при стрессе Может ли подняться индекс сахара в крови на нервной почве, влияние стресса на организм, потенциальные осложнения и...

12 09 2024 10:38:12


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Ожирение 3 степени сколько кг

Ожирение 3 степени сколько кг Ожирение 3 степени сколько кг С чего начать лечение ожирения 3 (третьей) степени: сколько кг, таблица, диета (код по МКБ 10) Если вы не знаете сколько кг...

11 09 2024 14:56:34


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Женские пoлoвые гормоны: что нужно знать при сдаче анализов

Женские пoлoвые гормоны: что нужно знать при сдаче анализов Женские пoлoвые гормоны: что нужно знать при сдаче анализов Ключевые анализы на женские гормоны Женские гормоны влияют не только на общее самочувствие, а...

10 09 2024 14:29:11


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Что делать, если чешется голова, но вшей нет

Что делать, если чешется голова, но вшей нет Что делать, если чешется голова, но вшей нет Почему чешется голова, если вшей нет — самые распространенные причины Появление нестерпимого, мучительного...

09 09 2024 10:22:48


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Как утилизировать разбитый ртутный градусник в домашних условиях

Как утилизировать разбитый ртутный градусник в домашних условиях Как утилизировать ртутный градусник? Долгие годы при измерении температуры использовали...

08 09 2024 19:21:55


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Комплексный массаж при артрозе голеностопного сустава

Комплексный массаж при артрозе голеностопного сустава Комплексный массаж при артрозе голеностопного сустава Массаж при артрозе голеностопного сустава Массаж – эффективный инструмент восстановления суставов...

07 09 2024 11:25:42


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Массаж сосков для стимуляции родов

Массаж сосков для стимуляции родов Массаж сосков для стимуляции родов Массаж промежности и сосков перед схватками и родами Рождение ребенка ‒ это долгожданное событие, но одновременно...

06 09 2024 4:59:55


Notice: Undefined variable: nooutput in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 15

Notice: Undefined variable: yarss in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_main_cached.php on line 19
Фурасол — антибактериальный препарат для лечения горла и наружных ран

Фурасол — антибактериальный препарат для лечения горла и наружных ран Фурасол — антибактериальный препарат для лечения горла и наружных ран Антисептическое средство АО "Олайнфарм" Фурасол - отзыв Фурасол - антибактериальный...

05 09 2024 0:32:26

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::



Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_bot.php on line 96

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /var/www/iq22059882/data/www/detdom-vidnoe.ru/i_bot.php on line 101