Занятия для школьника с умственной отсталостью
Занятия для школьника с умственной отсталостью
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью
Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.
Что представляет собой умственная отсталость
Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.
Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.
- Биопатическая френостения: хаpaктерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
- Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
- Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
- Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.
Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:
- идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
- имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
- везанический тип: хаpaктерно для детей с умственной слабостью;
- эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
- инфантильный тип: для этого типа свойственны гeнитaльная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.
Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.
- легкая УО – дeбильность;
- умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
- тяжелая УО – выраженная имбецильность;
- глубокая УО – идиотия.
Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:
- 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
- 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
- 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана
Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.
Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается нeнopмaльным.
Основные задачи коррекционных занятий
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.
- Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. - Тактильное восприятие окружающего мира.
Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.). - Восприятие предметов
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию. - Кинетическое развитие.
Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д. - Формирование зрительного восприятия.
И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз. - Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных. - Осознание времени и прострaнcтва.
Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в прострaнcтве, различать времена года, определять время по часам. - Взаимодействие со взрослыми.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Где можно проводить коррекционные занятия?
То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.
Варианты следующие:
- Общеобразовательная школа.
Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома. - Интернаты для детей с ОУ.
Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении. - Коррекционные классы.
Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.
Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, хаpaктеры детей, их поведение и возможности.
Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.
Коррекционные занятия в домашних условиях
Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.
Примеры коррекционных занятий и упражнений
Для развития крупной и мелкой моторики:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности:
- Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтpaк?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:
- Убрать руки за спину по комaнде;
- Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно комaнде.
Для различения предметов по их свойствам:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей:
Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.
- Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.) ;
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
Прогнозы коррекционных занятий
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.
Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в пpaктике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная пpaктическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.
Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового хаpaктера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.
Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.
Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
- Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
- Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
- Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, хаpaктерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.
Принципы построения занятий:
- системность и последовательность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- развивающий и воспитывающий хаpaктер учебного материала.
Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-прострaнcтвенную активность, улучшить восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.
Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного хаpaктера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».
Занятия для детей с умственной отсталостью – Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью
Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью
Разделы:
Школьная психологическая служба
Класс:
На современном этапе развития российского
общества наблюдается рост детей с умственной
отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи
сегодня изучают проблему развития умственной
отсталости. На сегодняшний день
психолого-педагогической наукой доказано, что из
всех функциональных отклонений в состоянии
здоровья человека по социальным последствиям
умственная отсталость является наиболее
распространенным и тяжелым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми
детьми, особенно младшего школьного возраста
занимает развитие сенсомоторики, поскольку она
влияет на процесс обучения ребенка. Установление
межанализаторных связей и успешный синтез
зрительной, слуховой и кинестетической
информации обеспечивают правильное соотнесение
звуков устной речи с буквами на письме и чтении.
Развитие двигательной функции активизирует
развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок
двигается, тем лучше он обычно говорит.
Исследованиями учёных Института физиологии
детей и подростков (М.М. Кольцова,
Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была
подтверждена связь интеллектуального развития и
пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так
же доказали влияние манипуляции рук на функции
высшей нервной деятельности, развитие речи.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с
умственной отсталостью занимался Э. Сеген,
который разработал методику обучения на основе
стимуляции органов чувств. М. Монтессори
разработала систему обучения и развития детей с
проблемами в развитии, основанную на развитии
сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн,
Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие
ощущений и восприятий у умственно отсталых детей
оказывается ядерными симптомами умственной
отсталости, которые затрудняют формирование
представлений о времени, тормозят развитие
психических процессов, в частности, мышления. В
настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова
разработали программу курса коррекционных
занятий и серию методических рекомендаций
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Установлено, что у детей с умственной
отсталостью сенсомоторное развитие значительно
отстает по срокам формирования и проходит
чрезвычайно неравномерно. Замедленность,
недифференцированность, узость объема
зрительного восприятия, нарушения и
специфические недостатки моторики затрудняют
его знакомство с окружающим миром.
Развитие сенсомоторики у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью
зависит от создания психолого-педагогических
условий развития. В качестве таких обстоятельств
выделяют следующее: использование в
образовательном процессе различных приемов
работы с детьми с умственной отсталостью и
различных видов изобразительного творчества.
Эти условия должны учитывать интересы и
потребности ребенка и его развитие, возрастные
особенности и задачи
коррекционно-воспитательного воздействия.
Первым условием является использование
различных видов изобразительного творчества.
Это ставшие уже привычными – рисование,
аппликация, лепка, конструирование, плетение,
вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные,
мало использующиеся в пpaктике работы педагогов
– выкладывание мозаики; сортировка мелких
геометрических фигур или предметов с учетом их
формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка;
ниткопись; оригами и другое. Данная пpaктическая
деятельность не только способствует развитию
сенсомоторики у детей с умственной отсталостью,
но и вызывает у них положительные эмоции,
помогает снизить утомление.
Для повышения эффективности работы по развитию
сенсомоторики большое значение имеет следующее
условие – использование в образовательном
процессе различных приемов: дидактические
игры, игры с песком, водой, кубиками,
конструктором, мозаиками, графические игровые
упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные
упражнения, подвижные игры, физкультурные
упражнения игрового хаpaктера и так далее.
«Пальчиковый игротренинг» включает в себя
статические игровые упражнения для пальцев и
кистей рук; динамические игровые упражнения;
пальчиковые игры и упражнения со стихотворным
сопровождением.
Однако анализ работы педагогов с
умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать
вывод, что в специальных образовательных
учреждениях мало внимания уделяется развитию
сенсомоторики детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью.
Таким образом, выявляется противоречие между
необходимостью развития сенсомоторики у
младшего школьника с умственной отсталостью и
недостаточной методической разработанностью
вопроса о необходимых и достаточных условиях,
обуславливающих данное развитие.
Целью занятий является: создание
условий для развития сенсомоторики у младших
школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
-
Способствовать коррекции
зрительно-двигательной и моторной координации
ребенка.
Осуществлять коррекцию осязания и мелкой
моторики ребенка.
Способствовать развитию зрительного
восприятия через систему сенсорного воспитания.
Данный курс занятий является коррекционно
направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление
присущих детям с интеллектуальными нарушениями
недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов
психической деятельности. Но коррекционная
направленность данного курса не может в полной
мере заменить собой коррекционную
направленность всего процесса обучения и
воспитания в специальной (коррекционной) школе.
Общая коррекционная работа, осуществляемая в
процессе урока, должна дополняться на занятиях
индивидуальной коррекцией недостатков,
хаpaктерных для отдельных учащихся или подгрупп
учащихся.
Принципы построения занятий:
-
системность и последовательность подачи
материала;
цикличность построения занятий;
развивающий и воспитывающий хаpaктер учебного
материала.
Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий
при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество
детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9
лет с легкой степенью умственной отсталости.
Особенности детей с умственной отсталостью с
их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
затруднениями при необходимости применять
умственные усилия, требуют внесения игровых
моментов, частой смены форм работы, перерывов для
отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их
в учение с постоянным учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Вследствие этого,
занятие представляет собой игру-оболочку,
которая состоит из 4 частей и осуществляется
в течение 40 минут.
Первая часть занятия состоит из
комплекса упражнений для развития мелкой
моторики и гимнастики для глаз. Упражнения
гимнастики для глаз позволяют расширить
зрительно-прострaнcтвенную активность, улучшить
восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики
является развитие межполушарной связи и
межполушарного взаимодействия. Межполушарная
связь и межполушарное взаимодействие имеют
большое значение для развития мелкой моторики
путем синхронизации работы полушарий головного
мозга. Также благоприятно сказывается на
развитии способностей, памяти, внимания,
мышления, речи. Выполняются данные упражнения в
течение 3 минут. Использованные в занятиях
упражнения представлены в Приложении
1.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача
– сбросить инертность физического и
психического самочувствия, поднять общий тонус,
настроить детей на активную работу, «разогреть»
внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка
включает два вида упражнений: одно упражнение на
развитие внимания, памяти, мышления, второе – на
развитие восприятия. По времени выполнение
данных упражнений занимает 5-10 минут.
Использованные игры и упражнения для разминки
представлены в Приложении 2.
Основная частьзанятия (третья) состоит из
задания изобразительного хаpaктера: лепкой,
рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же
проводятся игры и упражнения на развитие
восприятия и ощущений. По времени эта часть
занимает 15-20 минут. В составе этой части
проводятся подвижные игры малой активности, так
как у детей с умственной отсталостью снижена
работоспособность и отмечается низкий уровень
концентрации внимания. Данные игры выступают в
роли физминуток и позволяют развивать общую
моторику, координацию движений, деятельности
зрительного и слухового анализаторов. Здесь же
можно провести пальчиковые игры и упражнения.
Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3,
пальчиковые игры, упражнения – в Приложении
4. В использованные на занятиях игры
малой подвижности, представлены в Приложении
5.
Четвертая часть занятия – упражнения
на релаксацию (Приложение 6),
сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и
позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, развивать
воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием
педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех
занятиях проходят одинаково. Для приветствия
используются упражнения «Комплимент» и «Круг»:
все дети и педагог встают в круг и сначала каждый
участник должен сказать своему соседу что-нибудь
приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное
«Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал
прощания проводится аналогично: сначала слова
благодарности друг другу за работу, общее
рукопожатие и потом произнесение хором
«До-сви-да-ни-я. ».
Индивидуальное занятие с ребенком с умственной отсталостью
1. Организационный момент:
По дорожке к сказке в дом
Мы сейчас с тобой пойдем:
По прямой — идем, идем
По извилистой пойдем
Домик мы с тобой найдем.
2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме?
— Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся.
На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа.
Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа.
Появившееся животное подает голос.
— Как корова подает голос? ( «му», корова мычит)
— Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)
— Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж).
— Сколько ежей ты нашла?
(ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок).
— Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч?
— Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.
Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию
Покатился круглый ежик
По ладошке, по ладошке,
Он по пальчикам бежит,
Потихонечку пыхтит
5. Д/игра «Угостим ежей»
— Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами).
— Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4)
(яблоки раскладывает пинцетом).
— Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки).
Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними.
Динамическая пауза «Дом» (по подражанию)
Мы с тобою строим дом,
Есть окошко в доме том,
Рядом елочка растет,
Ежик в домике живет.
6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь?
( варианты помощи предлагает ребенок).
-У нас нет инструментов, чтобы построить дом.
Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.
7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции:
— Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону).
— Посередине полянки стоит избушка.
— Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких.
— Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая.
— Слева от избушки растут 2 высокие березы.
— Внизу, под горой бежит ручей.
— У ручья растет трава.
— А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.
Словесный отчет.
— Расскажи ежам:
— Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы),
— Что находится вверху? ( внизу).
— Только почему — то наши друзья загрустили.
— Покажи, какие они грустные
(ребенок мимикой изображает грусть).
— Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)
8. Упражнение «Посадим цветы».
Работа с прищепками.
— Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов?
(показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4)
— Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись.
Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).
9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.
10. Итог
— Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще».
Ребенок прощается с друзьями и уходит.
Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый хаpaктер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, заpaбатывать, выполняя несложную, но важную работу.
Задача коррекционных занятий
Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:
- Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
- Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить прострaнcтвенное мышление.
- Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
- Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
- Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
- Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
- Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.
Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.
Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.
Где они проводятся?
В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.
Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.
В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.
Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.
Можно ли заниматься с ребенком дома?
Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.
Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими члeнами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.
Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже cмepти ребенка.
Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.
Прогноз коррекционных занятий
Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.
К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.
Тянет низ живота на 6 неделе беременности Что происходит на 6 неделе беременности с плодом и женщиной? 6 неделя беременности – это достаточно сложный...
20 11 2024 6:52:49
Можно ли определить пол будущего ребенка по сердцебиению, используя таблицу ЧСС плода по неделям? Можно ли по частоте сердцебиения плода определить пол...
19 11 2024 15:47:16
Тритаце – эффективный антигипертензивный препарат Цены в интернет-аптеках: Тритаце – это антигипертензивный препарат, входящий в группу ингибиторов...
18 11 2024 11:32:12
Как правильно чистить уши собаке Как чистить уши собаке в домашних условиях Собака – преданный и милый друг семьи, который всегда дарит радость. Здорово...
17 11 2024 7:30:46
Соленые зеленые помидоры на зиму Соленые зеленые помидоры на зиму Соленые зеленые помидоры на зиму В каждом доме, в каждом холодильнике зимой должна...
16 11 2024 11:15:57
Как принимать «Имудон» при тонзиллите Имудон для лечения ангины Имудон — иммуностимулятор природного происхождения, предназначенный для лечения и...
15 11 2024 6:28:49
Григорян Давид Гамлетович Григорян Давид Гамлетович Образование 1996 г. — Израильский медицинский университет, квалификация — «Специалист по...
14 11 2024 2:32:45
Чилийский или Перуанский? Коктейль Писко сауэр (Pisco Sour сосktail) – скандал Южной Америки Писко – индейский виноградный самогон Любители алкогольной...
13 11 2024 8:47:56
Из-за чего бывает давление в ушах? При каких заболеваниях давит на уши изнутри — симптомы, причины, лечение По современным медицинским статистическим...
12 11 2024 14:39:40
10 советов, чтобы избавиться от привычки курить 20 хитростей, которые реально помогают бросить курить и не сорваться Вряд ли сейчас можно найти человека,...
11 11 2024 3:29:56
Бородавки на спине. Как выглядят, причины появления и способы лечения Диагностика и лечение папиллом на спине Папилломы — доброкачественные...
10 11 2024 3:31:48
Комплексное лечение ушиба кисти руки после падения или удара: как избежать деформации конечности Ушиб кисти — причины, лечение и возможные осложнения Ушиб...
09 11 2024 10:44:49
Элевит беременность по неделям Элевит для беременных Содержание: Беременность — такое положение женщины, при котором необходимо употрeбллять всё самое...
08 11 2024 13:43:50
Можно ли есть изюм при панкреатите? Можно ли изюм употрeбллять при панкреатите? Самым популярным и полезным сухофруктом является изюм, но он не всегда...
07 11 2024 18:34:12
Хирург Хирург – врач, выполняющий оперативные вмешательства, специализируется на диагностике и лечении травм, заболеваний, патологических процессов...
06 11 2024 0:27:34
Метипред при планировании беременности Метипред при планировании беременности: отзывы, для чего назначают Что такое Метипред и как он действует В каких...
05 11 2024 8:13:10
Недержание мочи у женщин после родов Недержание мочи после родов Недержание мочи после родов – патологическое состояние у женщин, при котором происходит...
04 11 2024 8:28:48
Как выбрать средство от вросших волос? Обзор самых популярных рецептов и аптечных препаратов Средство от вросших волос: мазь и скраб после эпиляции, спрей...
03 11 2024 3:13:50
Как сделать квас за 2-3 часа? Рецепты и пошаговые инструкции приготовления быстрого кваса Как быстро сделать квас в домашних условиях? Квас, особенно в...
02 11 2024 20:58:15
Бисквит из кокосовой стружки со стевией LiveInternetLiveInternet -Метки -Рубрики -Музыка -Стена -Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Статистика...
01 11 2024 22:21:23
Гипокальциемия Гипокальциемия Гипокальциемия – это низкий уровень содержания кальция в крови. Медицинская норма составляет 2,2-2,5 моль/литр, когда...
31 10 2024 19:45:25
Какая бывает боль в коленном суставе? И каковы её причины? Отчего может болеть колено – наиболее частые причины болей Боль в коленном суставе является...
30 10 2024 20:59:45
Сахар и иммунитет: какая связь? 6 продуктов, ослабляющих иммунитет Множество легенд сложено о том, как укрепить иммунитет в самый опасный для организма...
29 10 2024 16:52:28
Болит десна после удаления зуба – почему и что делать Почему после удаления зуба болит десна? Оказание быстрой помощи Главные причины боли в десне Как...
28 10 2024 5:53:37
Нарушение водно-электролитного баланса и методы его коррекции Нарушение водно-электролитного баланса и методы его коррекции Нарушение водно-электролитного...
27 10 2024 14:23:15
Детокс-программа для очищения организма. Лучшие детокс-программы Очищение организма (детокс) Что такое очищение организма (детокс)? Это комплекс...
26 10 2024 2:20:58
Чем полезен желатин для организма Желатин для суставов — миф или реальность, польза и вред от желатина Необходимое количество коллагена в организме можно...
25 10 2024 19:10:45
Симптомы повышенного уровня глюкозы (сахара) в крови Повышенный сахар в крови: симптомы и первые признаки Если человек полностью здоров, его не будет...
24 10 2024 16:23:58
Метаболический синдром и вирусный гепатит С Клиническое значение метаболического синдрома у больных хроническим вирусным гепатитом C Brahim A.Hanouneh,...
23 10 2024 19:34:56
Запах ацетона изо рта у взрослого Шесть причин появления у взрослого человека запаха ацетона изо рта Запах ацетона изо рта у взрослых – это симптом...
22 10 2024 1:23:35
День рождения только раз в году: что подарить молодому человеку на двадцатилетие Что подарить парню на 20 лет? СуперХелпер уверен, что из всего того, что...
21 10 2024 20:26:11
Гематолог: что лечит этот врач? О клинических исследованиях Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают...
20 10 2024 23:20:40
Можно ли сдавать кровь при простуде Можно ли сдавать анализ крови при простуде В холодное время количество простудных болезней увеличивается, а вот летом...
19 10 2024 19:38:36
Востребованные профессии для мужчин 12 самых востребованных мужских профессий в Москве Мужские профессии связаны с конкретными требованиями. К ним...
18 10 2024 10:21:17
Особенности лечения клеща демодекса на лице: полезные рекомендации специалистов и медикаменты против паразита Эффективные средства и препараты для лечения...
17 10 2024 3:14:33
Как лечить лакунарную ангину 8 симптомов лакунарной ангины. Методы лечения Лакунарная ангина – заболевание, которое сопровождается воспалением лакун...
16 10 2024 8:18:41
Гипофиз – большие последствия болезней маленькой железы Болезни гипофиза: заболевания, симптомы Нарушения функции гипофиза - болезни, которые в последние...
15 10 2024 7:50:38
Армянская кухня от А до Я Армянская кухня Цицак был выведен в Армении и носит название блюда – по-армянски так называют квашеные перцы. . легко Пасхальный...
14 10 2024 20:42:11
Адонизид Новогаленовый препарат из травы адониса весеннего. Свойства. Прозрачная жидкость слегка желтоватого цвета, со своеобразным запахом, горького...
13 10 2024 1:22:59
Методики развития памяти у детей разного возраста Развитие памяти у детей дошкольного возраста Память является одним из необходимых психических процессов,...
12 10 2024 1:25:58
Заложена грудная клетка кашля нет Что делать при чувстве заложенности в грудной клетке Ощущение сдавливания и заложенности в гpyдине – одно из самых...
11 10 2024 10:10:33
Симптомы заболеваний надпочечников Надпочечники: симптомы и причины заболевания, их диагностика и лечение Надпочечники – парный орган в эндокринной...
10 10 2024 17:29:41
Гимнастика для тазобедренного сустава, лечит или нет? Упражнения для тазобедренного сустава в домашних условиях С течением времени свобода движений...
09 10 2024 1:55:48
Калорийность рецепта Шаньга с картошкой и творогом Daily-menu.ru Уральские шаньги с картошкой Сначала необходимо приготовить тесто. Для этого надо...
08 10 2024 22:28:20
Какова польза и вред кураги Курага польза и вред для здоровья организма Качество жизни каждого человека во многом зависит от того, что он ест. Если в...
07 10 2024 11:34:59
Рецепты для ингаляций небулайзером от насморка детям Рецепты ингаляций небулайзером при насморке, с чем можно делать в домашних условиях Полезно проводить...
06 10 2024 17:36:12
Ирсар: инструкция по применению, отзывы врачей при гипертонии Ирсар: инструкция по применению, отзывы врачей при гипертонии Понизить артериальное давление...
05 10 2024 21:10:44
Средства от аллергии на солнце для детей и взрослых Аллергия на солнце: как выбрать эффективное средство для лечения Аллергия на солнце может возникать по...
04 10 2024 14:12:16
Анализы на paк печени: онкомаркеры их виды, нормы и расшифровка показателей Онкомаркер печени Анализ крови на онкомаркеры печени — эффективный метод...
03 10 2024 1:18:36
Дюфалак Дюфалак ® (Duphalac ® ) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска в...
02 10 2024 7:19:47
Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::