Семья, здоровье и благополучие    


Что делать, если учитель придирается к ребенку

Что делать, если учитель придирается к ребенку

Что делать, если учитель придирается к ребенку

Учитель придирается к подростку: что делать?

Как помочь красивой девочке стать счастливой

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Конфликты с учителями чем дальше, тем чаще «разруливают» не подростки, которых принято считать инфантильными, а их родители. Но в книге «Утешный мир» Екатерины Мурашовой есть история, когда из ситуации «придирается учитель» подросток вышел сам (ну, с помощью психолога, конечно) — с пользой для самооценки и для счастливого будущего вообще.

Девочку Тасю мне почему-то было жалко с самого начала приема. Причем вроде бы никаких оснований для этого не было: она была по-настоящему красива (не мила, симпатична и т.д., а именно красива), хорошо, со вкусом одета и держалась с редким для подростка (с их вечно раздерганной душой-самооценкой) достоинством. И еще — что-то в ней показалось мне знакомым. Я даже спросила:

— Ты была у меня когда-то прежде?

— Нет, — с легким удивлением ответила Тася. — Я первый раз.

Проблему Тася предъявила самую обыкновенную — плохие отношения с учительницей математики. Как исправить? Причем сформулировала проблему способом, опять же редким для подростка: что я могу сделать, чтобы все наладилось? Мне нравится математика и очень обидно, что из-за чего-то такого, чего я не понимаю.

Красота как дополнительная нагрузка

Попросила рассказать подробнее. Тася ничего не скрывала, рассказывала открыто и по-детски простодушно, причем картина вырисовывалась чем дальше, тем менее благовидная. Тася всегда училась хорошо. Особыми способностями не обладала, но с самого начала («надо — значит надо») была внимательна, аккуратна, старалась выполнять все задания.

Первая учительница ее обожала, как красивую, прилежную, хорошо говорящую куклу; девочка платила ей осторожной привязанностью (экзальтированность Тасе не свойственна совсем). В средней школе старалась поддерживать заработанную в начальной репутацию, что было не слишком легко, но возможно, если действовать последовательно и рационально. Бабушка говорила: «Что ж, привыкай, работа — она не всегда перышком, а школа — это пока работа твоя».

Учителя оценили Тасино старание, которое en masse в средней школе обычно закономерно уменьшается. «С такой-то моськой она могла бы вообще сидеть и только глазами хлопать, — сказал однажды какому-то балбесу в укор пожилой добродушный физик. — Однако, гляди-ка, старается!».

Тася знала о своей красоте — ей сто раз говорили об этом первая учительница и другие. Воспринимала ее как дополнительную нагрузку, что-то вроде внеклассного чтения. «Раз уж тебе от бога дано, надо ответственность иметь. Тебе абы в чем ходить нельзя и расхристанной тоже», — говорила бабушка, которая когда-то обшивала свою семью и семьи сестры и двух братьев. Именно бабушка рано научила Тасю одеваться, подбирать аксессуары, предоставив в ее распоряжение всю свою собиравшуюся на протяжении жизни коллекцию.

Разговоры Тася любила не очень, они ей не слишком давались; в быту была молчалива, читала почти исключительно по программе. Любила двигаться, занималась сначала гимнастикой, а потом танцами — там не нужно было ничего говорить, а разрядка чувств ого-го какая. Нравилась ей и математика — своей строгой пифагорейской красотой, однозначностью правильных решений. С удовольствием решала из учебника, иногда даже могла по собственной инициативе сделать незаданное — из задач повышенной трудности.

Конфликт с учителем

Но вот учительница математики (толстая, одинокая, в сильных очках) невзлюбила Тасю с самого начала. «Думаешь, ты лучше всех и тебе все можно, что ли?! — шипела она, когда Тася пыталась предложить свое, домашнее решение трудной задачи. — Сиди и молчи!». За те же ошибки, за которые другим ставили четверку, Тася получала три; если случалась двойка, то ей далеко не всегда позволялось ее исправить.

Недавно случился конфуз, который еще всё ухудшил (хотя вроде дальше уж и некуда было). У математички имеется специальный (и всем известный) день, когда двоечники после уроков приходят исправлять свои двойки. И вот прилежная Тася, получив очередную двойку и закусив губу в ожидании очередного наезда, отправилась в условное время и место ее исправлять.

«А ты чего пришла? — встретила ее математичка. — Ты разве со мной договаривалась, просила меня? Что-то я не помню!»

Тася пролепетала что-то насчет дня, про который вроде бы все знают, и вот она сама говорила сегодня на уроке. «Я на вас свое время трачу по своему желанию! Мне за это никто не платит! — загремела математичка. — А ты думаешь, тебе, царевне такой, все должны, да?! Пошла вон отсюда!»

Тася глотала слезы, чувствовала себя опозоренной и готова была уйти. Но вдруг встал из-за парты один из уже корпевших над своими работами двоечников; «Нина Семеновна, вы несправедливы. Либо всем можно, либо никому. И не надо Тасю оскорблять, она перед вами ни в чем не виновата!»

«Да вы. да я. да она. » — взвыла Нина Семеновна.

Двоечник, обладавший, видимо, лидерскими качествами, окинул взглядом товарищей по несчастью:

— Ну что ж, если так, тогда мы все уходим. Двойки у нас так и останутся, но перед Тасей вам придется извиниться. Не плачь, Тася, пойдем, мы все знаем, что она к тебе специально прикапывается.

Человек двенадцать-пятнадцать разновозрастных мальчишек встали и вышли из класса, увлекая за собой девочку. Я думаю, всем понятно, как повлиял этот яркий эпизод на отношения Таси и математички.

Наследство от бабушки

— Что я могу теперь сделать? — слегка театрально заломила руки девочка в моем кабинете. — Бабушка мне говорила: ну не нравишься ты ей, и ладно, бывает, нельзя же всем нравиться, ты ж не рубль. Но я так больше не могу, я математический класс выбрала на специализацию, у нас математика каждый день по два урока.

Я уже давно обратила внимание на неизменно прошедшее время при упоминании о бабушке и отсутствие упоминаний других родственников.

— Она умерла. Два года и четыре с половиной месяца.

— Она очень много значила для тебя.

— Да. — Тася грациозно запрокинула голову, надеясь загнать обратно выступившие на глазах слезы. — Простите.

— Тебе не за что извиняться. Нет ничего естественнее горевания о близком человеке.

— Тасенька. — я вдруг решила дать волю тому ощущению жалости и сочувствия, которое возникло у меня сразу по ее приходу. Она уже слишком много (для себя, в принципе закрытой и неразговорчивой) рассказала, для дальнейшего ей нужен был лишь небольшой толчок, движение навстречу.

Сильная, умная, хотя и не особенно образованная бабушка была главой семьи и матерью Тасиного отца. Он выпивал и раньше, до ее смерти, но мать умела держать сына в рамках. После смерти матери он слетел с катушек: сначала вроде бы от горя, а потом — просто так. Потерял работу, перебивался случайными заработками, а то и вовсе сидел дома.

Мать Таси работала на двух работах (одна из них — с ночными сменами) и старалась поменьше бывать дома. Сначала она надеялась и говорила Тасе, что муж и отец «перебесится и возьмет себя в руки», а теперь уж и вообще непонятно что. Но все равно уйти им с Тасей некуда: квартира была бабушкина, а теперь — отца, у мамы своего жилья нет.

Отец в пьяном виде бывает буйным, но в последний год Тася, многое переняв (да и просто унаследовав, наверное) от бабушки, научилась по крайней мере обеспечивать свою личную безопасность.

Многие хотели бы со мной дружить

— У меня и подружек, считайте, нет, — грустно сказала девочка. — Хотя со мной, я знаю, многие согласились бы дружить, но ведь в дружбе надо не только брать, но и давать («Опять бабушка со своим суровым кодексом!» — подумала я), а я же даже и в гости никого не могу пригласить и ничего рассказать тоже.

«Многие хотели бы со мной дружить. » Я никогда не видела Тасю, но почему все-таки ее история кажется мне знакомой?

— Тася, откуда ты обо мне узнала?

— У нас одна девочка в классе, Ксюша Веревкина, недавно у вас была. Так вот она рассказывала, что вы прикольная (ой, простите! — улыбка сквозь слезы), и я тогда подумала: схожу, вдруг вы мне что-то про Нину Семеновну посоветуете.

— Ксюша Веревкина! Конечно, вспомнила! Тася — это ведь сокращенное не от Анастасии, как я подумала, а от Татьяны?

— Да, Тасей меня бабушка звала, а в школе больше Таней. Я Таня Краснова.

Девочка, в которую все влюблены и которая может выбирать даже из старшеклассников. Девочка, с которой все девчонки мечтают дружить. Девочка, красоте, грации и чувству собственного достоинства которой завидует не только пышечка Ксюша Веревкина, но и одинокая некрасивая математичка.

Одновременно эта девочка покорно тащит на себе груз

  1. несомненно тяжелой бабушкиной жизни (бабушка, прежде чем уйти, полностью передала внучке свой опыт в виде системы афоризмов),
  2. домашнего ада (мать фактически сбежала, а четырнадцатилетняя Тася вслед бабушке пытается обуздать отца),
  3. ответственности за то, что она кому-то нравится («Мне, в сущности, нечего им дать, и поэтому я, чтобы не обмануть, держусь от всех в стороне»),
  4. и за то, что не нравится («Что мне сделать, чтобы наладить отношения с Ниной Семеновной?»).

— Ты придешь ко мне еще, — сказала я.

Как сделать красивую девочку счастливой

Мы достаточно быстро выяснили, что не можем изменить Нину Семеновну и ее отношение к жизни. Тася готова была ради мира во всем мире стать «собакой снизу» (то, чего и добивалась Нина Семеновна), но потом мы вместе решили, что в данном случае это нерационально. Поэтому Тася перешла в параллельный класс (информатики), где математику вел другой учитель, с которым у нее сразу же установились прекрасные, творческие отношения.

Не сразу, но мне удалось убедить Тасю, что у нее уже есть достаточно ресурсов для того, чтобы строить продуктивные для всех участников событий дружеские отношения. А приглашать кого-то домой, если ей не хочется, вовсе не обязательно. Рассказала, как я сама росла в мире коммуналок, когда в одной комнате зачастую жили по пять человек и приглашать гостей было просто физически некуда. Ничего, обходились.

В новом классе Тася немного оттаяла, и у нее сразу же и закономерно завелись приятельницы, а потом и красивый роман с мальчиком из десятого класса. Я ей была больше не нужна, и мы попрощались. Уже «на выходе» я уловила в ее взгляде какую-то недосказанность.

Читать еще:  Фибриноген выше нормы — что это значит?

— Ксюша Веревкина на меня обижается.

— Она говорит, что вы со мной вот уже сколько возитесь, а ей даже не сказали еще раз прийти.

— Ксюша обижается не на тебя, а на меня! — я наставительно подняла палец. — Скажи ей, что, если хочет как-то поработать со своей обидой, пусть обращается по адресу.

— Да хорошо, я ей передам, спасибо, — с явным облегчением сказала Тася, тепло улыбнулась мне и грациозно, с высоко поднятой головой ушла по коридору в свою жизнь.

Я забыла сказать ей, что бабушка, если бы могла ее видеть, наверняка гордилась бы внучкой.

Что делать, если учитель придирается к ребенку

В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка или юбка испачканы, предмет не знает, на вопросы не так отвечает, хороших оценок не заслуживает. Каждый урок школьник выслушивает массу отзывов и нотаций о своем неразвитом интеллекте и отвратительном внешнем виде. Каждый раз оценка за ответ не выше тройки.

Издалека ситуация выглядит неприятно. А что делать, если все это касается собственного ребенка?

Выслушайте школьника

Для начала поговорите с ребенком как следует. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.

Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.

Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.

Кстати, обратите внимание на то, чего хочет ребенок. В одном случае школьнику просто нужно, чтобы его перестали упрекать и оставили в покое. Но иногда он желает, чтобы к нему проявляли любовь и снисхождение. У учителя не останется времени на урок, если он будет со всеми ласково общаться, всех холить и лелеять. Нужно это объяснить школьнику.

Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорблять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах. Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.

Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.

Разговор с преподавателем

Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично. Если учитель не может поговорить сейчас, нужно договориться на определенное время и день.

Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.

Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию. Очень часто преподаватели бросают фразы вроде: «Воспитывать ребенка надо было лучше! Делайте что хотите!», что говорит о непрофессионализме и нежелании решить вопрос мирно.

Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.

Третья сторона конфликта

В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. А негатив со стороны преподавателя можно слушать вполуха.

В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.

А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?

В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного. Применить свои рычаги давления, так сказать.

Если все описанные разговоры ни к чему не привели, есть два пути: дойти до Департамента образования или перевести ребенка в другую школу. И тот и другой способ хорош. Каким из них воспользоваться? Это решают только родители, учитывая мнение ребенка.

Распространенные ошибки родителей

  • Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
  • Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
  • Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
  • Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
  • Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спорные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
  • Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорблять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
  • Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.

В результате

Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу. Но при этом умудряются-таки вставить несколько едких фраз.

Учитель придирается к сыну, что делать?

В общем, у нас «конфликт» с классной руководительницей, которая ведет Историю и Обществознание. Конфликт похоже тянется со второй половины прошлого года (его 5-й класс), но до сегодняшнего дня как-то не акцентировал внимание в этом разрезе.
Извиняюсь за много букв, стараюсь изложить детали:

Предистория: Во втором полугодии 5-го класса наш герой получил кол и двойку за якобы не сделанную презентацию. На самом деле она была сделана, но согласно требованием МинОбра — в Линукс, Опен-Офис а не в «Windows Power Point». Наша классная не смогла её посмотреть и влепила ему сначала двойку, а потом ещё и кол. Когда пришел разбираться, она мне «на голубом глазу» высказалась прямо: -«Я поставила ему такие оценки, чтобы он надавил на Вас и Вы купили ему то, что требуется в школе — Виндовс.» .. на моё возражение, что минобр (есть приказ от 2010г., номер не помню) как раз требует «свободное ПО», она заявила что -«мне все равно что там требует МинОбр!».

И это при том, что предполагая такую проблему, ещё в ноябре 2017-го предложил: -«Давайте я Вам сам поставлю Опен-Офис на ваш виндовс». На что получил отказ: у нас есть свой программист».. никто, ничего так и не поставил, однако.

После такого развития событий, я предупредив её, тут же сходил к директору и написал бумажку про не справедливые оценки у ребенка. Директор, позвала учительницу и .. оказалось, что она их уже исправила «задним числом» .. просто подрисовав к 1 палочку до 4. А двойку, зачеркнула и поставила «3». -«Я ничего такого не говорила, всё — его выдумка!». После такого, я просто «забил» на все её «выкрутасы».. оказывается было «много чего» со слов сына.

Следующая самостоятельная — у сына опять двойка. Ладно, исправил позже на 3 уж не знаю как.

Надо сказать, что в целом класс — «оторви и выбрось». Что в прошлом, что в этом году регулярно срываются уроки от одних и тех же учеников. Мое мнение в прошлом году — «классная руководительница тупо не справляется с классом» долго (да и сейчас пока ещё) остается «при мне». С нового года в 5-м, и в начале 6-го пришло несколько новеньких .. поразбиравшись «что к чему», точно также (писалось в родительском вацапе несколько раз) приходили к точно этому же мнению. Молчал, не встревал.

Ещё из «входящих»: уже писал тут раньше, что пришли мы в «новую школу» как «перспективные», потому что сын увлекается робототехникой, в общем-то на его базе (имеет призы, награды, в т.ч. и на «России») и директор уже несколько лет пытается пробить «инженерные классы» в школе. Наша классная (Историк!) по совместительству ещё и «зам. директора по инновационной работе» (продвижению робототехники). В прошлом году, директор убедил меня заняться факультативным преподаванием по выходным .. провел сколько успел занятий до конца года, с «самым класным оторвышем» ездили на соревнования в Москву весной 2018, где фактически выбыли по болезни сына. Я его брал в общем-то специально, присмотреться и понять такой ли он «оторвыш». Оказался вполне боевой пацан, расширенное изучение английского ещё с д/с, опыт прямого общения с носителями языков, но .. да — «шебутной». Схватывает все «на лету» и потом ему .. скучно. Развлекается на уроках сам и развлекает весь остальной класс. Их там таких человек 5-6.

Читать еще:  Значение женского имени Джульетта

В этом году, не желая конфликтовать с классной, которая ещё и «главный инноватор», от ведения занятий — отказался, честно расписав директору все «трудности» (низкая з/п .. 100руб/час, моя занятость, сложность заниматься в выходные, проблемы с классной). Тем более, что в конце прошлого года школа таки выиграла «грант/конкурс» на создание инженерных классов и закупила большой объем оборудования (наконец-то!). Теперь у них идет целый комплекс «усиленных предметов», от математики и до «граф. дизайна».. стараюсь не вмешиваться, даже на классные собрания из-за «плохой дисциплины» в этом году уже не хожу, потому что: -«единственный ребенок в классе с примерным поведением — наш» (мнение в вацапе тех, кого приглашали следить за поведением в классе, есть видео-материалы в т.ч.)
Тем не менее, по поведению стоит все это время «твердый Удовл.».. 🙂

Сегодня:
Пришел наш герой со школы и заявляет что ему поставлена двойка по Обществоведению .. за то, что он (из-за своего соседа, того самого!) не расслышал (6-ю четверть она его сажает на последние парты!) что она говорила по домашнему заданию. Он и не мог «расслышать», поскольку сосед пел песенку или что-то там бубнил. Его (и соседа и всех их соседей!) удивила формулировка классной:
-«Поскольку твоего соседа наказывать бесполезно, я ставлю тебе двойку» .. дословно с его слов и соседа.
Далее, оказалось, что ему влепили уже тройку за «сочинение», которое писало .. 5-6 человек в классе, поскольку остальные .. участвуют в каком-то представлении и их увели на репетицию. На его вопрос: -» что где и когда будет, можно ли поучаствовать?» ему оказывается был дан ответ: «ты не знаешь? Ну значит ТЕБЕ ЭТО НЕ НАДО». О как!

Вопрос: что делать? ответы интересны срочно, поскольку завтра, я таки пойду к директору вместе с ним (-«А я и собирался завтра сам идти к директору, там полкласса просто офигело»).

Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок) ;
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами) ;
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Видео: Учитель предирается к ребёнку. Что делать?

Все люди живут в плену собственных заблуждений и оценок. Но это зачастую провоцирует ошибки и конфликты в межличностных отношениях. Неприятно, когда взрослый человек в непростой ситуации ведёт себя наравне с детьми, спекулируя своим положением, а тем более если этот человек – учитель. Однако, такова, к сожалению, объективная реальность. И главная задача родителей смягчить подобное столкновение ребёнка с несправедливостью.

Учитель придирается к подростку: что делать?

Как помочь красивой девочке стать счастливой

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Конфликты с учителями чем дальше, тем чаще «разруливают» не подростки, которых принято считать инфантильными, а их родители. Но в книге «Утешный мир» Екатерины Мурашовой есть история, когда из ситуации «придирается учитель» подросток вышел сам (ну, с помощью психолога, конечно) — с пользой для самооценки и для счастливого будущего вообще.

Девочку Тасю мне почему-то было жалко с самого начала приема. Причем вроде бы никаких оснований для этого не было: она была по-настоящему красива (не мила, симпатична и т.д., а именно красива), хорошо, со вкусом одета и держалась с редким для подростка (с их вечно раздерганной душой-самооценкой) достоинством. И еще — что-то в ней показалось мне знакомым. Я даже спросила:

Читать еще:  Курсы для беременных – необходимая дородовая подготовка

— Ты была у меня когда-то прежде?

— Нет, — с легким удивлением ответила Тася. — Я первый раз.

Проблему Тася предъявила самую обыкновенную — плохие отношения с учительницей математики. Как исправить? Причем сформулировала проблему способом, опять же редким для подростка: что я могу сделать, чтобы все наладилось? Мне нравится математика и очень обидно, что из-за чего-то такого, чего я не понимаю.

Красота как дополнительная нагрузка

Попросила рассказать подробнее. Тася ничего не скрывала, рассказывала открыто и по-детски простодушно, причем картина вырисовывалась чем дальше, тем менее благовидная. Тася всегда училась хорошо. Особыми способностями не обладала, но с самого начала («надо — значит надо») была внимательна, аккуратна, старалась выполнять все задания.

Первая учительница ее обожала, как красивую, прилежную, хорошо говорящую куклу; девочка платила ей осторожной привязанностью (экзальтированность Тасе не свойственна совсем). В средней школе старалась поддерживать заработанную в начальной репутацию, что было не слишком легко, но возможно, если действовать последовательно и рационально. Бабушка говорила: «Что ж, привыкай, работа — она не всегда перышком, а школа — это пока работа твоя».

Учителя оценили Тасино старание, которое en masse в средней школе обычно закономерно уменьшается. «С такой-то моськой она могла бы вообще сидеть и только глазами хлопать, — сказал однажды какому-то балбесу в укор пожилой добродушный физик. — Однако, гляди-ка, старается!».

Тася знала о своей красоте — ей сто раз говорили об этом первая учительница и другие. Воспринимала ее как дополнительную нагрузку, что-то вроде внеклассного чтения. «Раз уж тебе от бога дано, надо ответственность иметь. Тебе абы в чем ходить нельзя и расхристанной тоже», — говорила бабушка, которая когда-то обшивала свою семью и семьи сестры и двух братьев. Именно бабушка рано научила Тасю одеваться, подбирать аксессуары, предоставив в ее распоряжение всю свою собиравшуюся на протяжении жизни коллекцию.

Разговоры Тася любила не очень, они ей не слишком давались; в быту была молчалива, читала почти исключительно по программе. Любила двигаться, занималась сначала гимнастикой, а потом танцами — там не нужно было ничего говорить, а разрядка чувств ого-го какая. Нравилась ей и математика — своей строгой пифагорейской красотой, однозначностью правильных решений. С удовольствием решала из учебника, иногда даже могла по собственной инициативе сделать незаданное — из задач повышенной трудности.

Конфликт с учителем

Но вот учительница математики (толстая, одинокая, в сильных очках) невзлюбила Тасю с самого начала. «Думаешь, ты лучше всех и тебе все можно, что ли?! — шипела она, когда Тася пыталась предложить свое, домашнее решение трудной задачи. — Сиди и молчи!». За те же ошибки, за которые другим ставили четверку, Тася получала три; если случалась двойка, то ей далеко не всегда позволялось ее исправить.

Недавно случился конфуз, который еще всё ухудшил (хотя вроде дальше уж и некуда было). У математички имеется специальный (и всем известный) день, когда двоечники после уроков приходят исправлять свои двойки. И вот прилежная Тася, получив очередную двойку и закусив губу в ожидании очередного наезда, отправилась в условное время и место ее исправлять.

«А ты чего пришла? — встретила ее математичка. — Ты разве со мной договаривалась, просила меня? Что-то я не помню!»

Тася пролепетала что-то насчет дня, про который вроде бы все знают, и вот она сама говорила сегодня на уроке. «Я на вас свое время трачу по своему желанию! Мне за это никто не платит! — загремела математичка. — А ты думаешь, тебе, царевне такой, все должны, да?! Пошла вон отсюда!»

Тася глотала слезы, чувствовала себя опозоренной и готова была уйти. Но вдруг встал из-за парты один из уже корпевших над своими работами двоечников; «Нина Семеновна, вы несправедливы. Либо всем можно, либо никому. И не надо Тасю оскорблять, она перед вами ни в чем не виновата!»

«Да вы. да я. да она. » — взвыла Нина Семеновна.

Двоечник, обладавший, видимо, лидерскими качествами, окинул взглядом товарищей по несчастью:

— Ну что ж, если так, тогда мы все уходим. Двойки у нас так и останутся, но перед Тасей вам придется извиниться. Не плачь, Тася, пойдем, мы все знаем, что она к тебе специально прикапывается.

Человек двенадцать-пятнадцать разновозрастных мальчишек встали и вышли из класса, увлекая за собой девочку. Я думаю, всем понятно, как повлиял этот яркий эпизод на отношения Таси и математички.

Наследство от бабушки

— Что я могу теперь сделать? — слегка театрально заломила руки девочка в моем кабинете. — Бабушка мне говорила: ну не нравишься ты ей, и ладно, бывает, нельзя же всем нравиться, ты ж не рубль. Но я так больше не могу, я математический класс выбрала на специализацию, у нас математика каждый день по два урока.

Я уже давно обратила внимание на неизменно прошедшее время при упоминании о бабушке и отсутствие упоминаний других родственников.

— Она умерла. Два года и четыре с половиной месяца.

— Она очень много значила для тебя.

— Да. — Тася грациозно запрокинула голову, надеясь загнать обратно выступившие на глазах слезы. — Простите.

— Тебе не за что извиняться. Нет ничего естественнее горевания о близком человеке.

— Тасенька. — я вдруг решила дать волю тому ощущению жалости и сочувствия, которое возникло у меня сразу по ее приходу. Она уже слишком много (для себя, в принципе закрытой и неразговорчивой) рассказала, для дальнейшего ей нужен был лишь небольшой толчок, движение навстречу.

Сильная, умная, хотя и не особенно образованная бабушка была главой семьи и матерью Тасиного отца. Он выпивал и раньше, до ее смерти, но мать умела держать сына в рамках. После смерти матери он слетел с катушек: сначала вроде бы от горя, а потом — просто так. Потерял работу, перебивался случайными заработками, а то и вовсе сидел дома.

Мать Таси работала на двух работах (одна из них — с ночными сменами) и старалась поменьше бывать дома. Сначала она надеялась и говорила Тасе, что муж и отец «перебесится и возьмет себя в руки», а теперь уж и вообще непонятно что. Но все равно уйти им с Тасей некуда: квартира была бабушкина, а теперь — отца, у мамы своего жилья нет.

Отец в пьяном виде бывает буйным, но в последний год Тася, многое переняв (да и просто унаследовав, наверное) от бабушки, научилась по крайней мере обеспечивать свою личную безопасность.

Многие хотели бы со мной дружить

— У меня и подружек, считайте, нет, — грустно сказала девочка. — Хотя со мной, я знаю, многие согласились бы дружить, но ведь в дружбе надо не только брать, но и давать («Опять бабушка со своим суровым кодексом!» — подумала я), а я же даже и в гости никого не могу пригласить и ничего рассказать тоже.

«Многие хотели бы со мной дружить. » Я никогда не видела Тасю, но почему все-таки ее история кажется мне знакомой?

— Тася, откуда ты обо мне узнала?

— У нас одна девочка в классе, Ксюша Веревкина, недавно у вас была. Так вот она рассказывала, что вы прикольная (ой, простите! — улыбка сквозь слезы), и я тогда подумала: схожу, вдруг вы мне что-то про Нину Семеновну посоветуете.

— Ксюша Веревкина! Конечно, вспомнила! Тася — это ведь сокращенное не от Анастасии, как я подумала, а от Татьяны?

— Да, Тасей меня бабушка звала, а в школе больше Таней. Я Таня Краснова.

Девочка, в которую все влюблены и которая может выбирать даже из старшеклассников. Девочка, с которой все девчонки мечтают дружить. Девочка, красоте, грации и чувству собственного достоинства которой завидует не только пышечка Ксюша Веревкина, но и одинокая некрасивая математичка.

Одновременно эта девочка покорно тащит на себе груз

  1. несомненно тяжелой бабушкиной жизни (бабушка, прежде чем уйти, полностью передала внучке свой опыт в виде системы афоризмов),
  2. домашнего ада (мать фактически сбежала, а четырнадцатилетняя Тася вслед бабушке пытается обуздать отца),
  3. ответственности за то, что она кому-то нравится («Мне, в сущности, нечего им дать, и поэтому я, чтобы не обмануть, держусь от всех в стороне»),
  4. и за то, что не нравится («Что мне сделать, чтобы наладить отношения с Ниной Семеновной?»).

— Ты придешь ко мне еще, — сказала я.

Как сделать красивую девочку счастливой

Мы достаточно быстро выяснили, что не можем изменить Нину Семеновну и ее отношение к жизни. Тася готова была ради мира во всем мире стать «собакой снизу» (то, чего и добивалась Нина Семеновна), но потом мы вместе решили, что в данном случае это нерационально. Поэтому Тася перешла в параллельный класс (информатики), где математику вел другой учитель, с которым у нее сразу же установились прекрасные, творческие отношения.

Не сразу, но мне удалось убедить Тасю, что у нее уже есть достаточно ресурсов для того, чтобы строить продуктивные для всех участников событий дружеские отношения. А приглашать кого-то домой, если ей не хочется, вовсе не обязательно. Рассказала, как я сама росла в мире коммуналок, когда в одной комнате зачастую жили по пять человек и приглашать гостей было просто физически некуда. Ничего, обходились.

В новом классе Тася немного оттаяла, и у нее сразу же и закономерно завелись приятельницы, а потом и красивый роман с мальчиком из десятого класса. Я ей была больше не нужна, и мы попрощались. Уже «на выходе» я уловила в ее взгляде какую-то недосказанность.

— Ксюша Веревкина на меня обижается.

— Она говорит, что вы со мной вот уже сколько возитесь, а ей даже не сказали еще раз прийти.

— Ксюша обижается не на тебя, а на меня! — я наставительно подняла палец. — Скажи ей, что, если хочет как-то поработать со своей обидой, пусть обращается по адресу.

— Да хорошо, я ей передам, спасибо, — с явным облегчением сказала Тася, тепло улыбнулась мне и грациозно, с высоко поднятой головой ушла по коридору в свою жизнь.

Я забыла сказать ей, что бабушка, если бы могла ее видеть, наверняка гордилась бы внучкой.


Зимняя диета для похудения — держим себя в форме круглый год

Зимняя диета для похудения — держим себя в форме круглый год Зимняя диета для похудения — держим себя в форме круглый год Зимняя диета Эффективность: 2-3 кг за месяц Сроки: осенне-зимний период Стоимость продуктов:...

24 05 2024 23:33:42

Дерматит у детей: симптомы и лечение

Дерматит у детей: симптомы и лечение Дерматит у детей Дерматит у детей – комплекс воспалительно-аллергических реакций кожи, возникающих в ответ на...

23 05 2024 22:44:48

Эффективно ли использовать Спазмалгон при зубной боли?

Эффективно ли использовать Спазмалгон при зубной боли? Может ли Спазмалгон помочь при зубной боли? Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивается с...

22 05 2024 8:38:48

Значение имени Даниил, происхождение, характер и судьба имени Даниил

Значение имени Даниил, происхождение, характер и судьба имени Даниил Происхождение, характеристика и значение имени Даниил (Данила) Происхождение и...

21 05 2024 10:36:14

От чего таблетки Амлодипин Прана, при каком давлении их принимать по инструкции по применению и что говорят отзывы?

От чего таблетки Амлодипин Прана, при каком давлении их принимать по инструкции по применению и что говорят отзывы? Амлодипин-Прана Амлодипин-Прана:...

20 05 2024 12:48:38

Фукорцин – показания к применению и важные особенности препарата

Фукорцин – показания к применению и важные особенности препарата Инструкция по применению Немного фактов Фукорцин - комбинированный медпрепарат для...

19 05 2024 12:52:52

Чем полезна чечевица для организма человека

Чем полезна чечевица для организма человека Чем полезна чечевица для организма человека О пользе и вреде чечевицы для здоровья Многие слышали о загадочной чечевице, но пробовали далеко не все. Дело...

18 05 2024 0:17:29

Лечебная физкультура при грыже позвоночника

Лечебная физкультура при грыже позвоночника Упражнения, гимнастика при грыже позвоночника: поясничного, шейного, грудного отдела Межпозвоночная грыжа,...

17 05 2024 18:14:52

Антигипертензивный препарат центрального действия Моксонитекс: инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги

Антигипертензивный препарат центрального действия Моксонитекс: инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги Антигипертензивный препарат центрального действия Моксонитекс: инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги Моксонитекс (Moxonitex) Действующее...

16 05 2024 11:32:17

Классификация ортопноэ при бронхиальной астмы: клиническая картина, лечение и профилактика

Классификация ортопноэ при бронхиальной астмы: клиническая картина, лечение и профилактика КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Основным клиническим...

15 05 2024 22:17:14

Калорийность творога и его полезные свойства

Калорийность творога и его полезные свойства Творог относится к одному из самых известных и полезных кисломолочных продуктов. Помимо вкусовых качеств,...

14 05 2024 17:15:38

Гипертоническая ретинопатия: симптомы и лечение болезни

Гипертоническая ретинопатия: симптомы и лечение болезни Опасная гипертоническая ретинопатия: первые симптомы, при которых надо срочно к врачу, методы...

13 05 2024 7:40:42

Вагинальные свечи после родов

Вагинальные свечи после родов Вагинальные свечи после родов Вагинальные свечи после родов Период восстановления женщины после родов иногда связан с необходимостью прибегать к помощи...

12 05 2024 18:36:11

Салат из красной капусты

Салат из красной капусты Салат из красной капусты Салат из красной капусты - мой любимый салат из тех, которые готовятся в два счета и годятся для...

11 05 2024 23:22:21

Инсульт геморрагический правая сторона: последствия 7142 0 06.03.2016

Инсульт геморрагический правая сторона: последствия 7142 0 06.03.2016 Лечение и последствия инсульта левой и правой стороны Среди неврологических...

10 05 2024 3:10:55

Как выдавливают чирей правильно

Как выдавливают чирей правильно Как правильно выдавливать фурункулы? Столкнуться с таким неприятным явлением чирей или фурункул, если выражаться языком...

09 05 2024 4:47:37

Энтеросгель и сироп солодки для чистки лимфосистемы

Энтеросгель и сироп солодки для чистки лимфосистемы Энтеросгель и сироп солодки для чистки лимфосистемы Энтеросгель и солодка: эффективная чистка лимфы и кишечника всего за 2 недели! Правильная работа...

08 05 2024 16:53:20

Терапия увеличенных миндалин у ребенка с помощью лекарственных и народных средств

Терапия увеличенных миндалин у ребенка с помощью лекарственных и народных средств Терапия увеличенных миндалин у ребенка с помощью лекарственных и народных средств Терапия увеличенных миндалин у ребенка с помощью лекарственных и...

07 05 2024 18:32:56

Отзывы, какой врач эндокринолог лучший в Набережных Челнах?

Отзывы, какой врач эндокринолог лучший в Набережных Челнах? Лучшие Эндокринологи в Набережных Челнах Рейтинг основан на показателе DCI. О том, что это и...

06 05 2024 22:34:33

Что делать, если у ребёнка болит зуб: первая помощь в домашних условиях и профессиональное лечение

Что делать, если у ребёнка болит зуб: первая помощь в домашних условиях и профессиональное лечение Что делать, если у ребенка болит зуб – какими...

05 05 2024 12:28:24

Кодирование для похудения: методы гипноза

Кодирование для похудения: методы гипноза Кодирование для похудения: методы гипноза Стандартные способы сбросить вес – диета и физические нагрузки –...

04 05 2024 15:11:44

Молоко обезжиренное: производство, польза и вред

Молоко обезжиренное: производство, польза и вред Обезжиренное молоко: что это такое? Польза и вред Популярность молока общеизвестна, можно сказать именно...

03 05 2024 19:27:19

Мужское бесплодие: основные причины и методы диагностики

Мужское бесплодие: основные причины и методы диагностики Мужское бесплодие: основные причины и методы диагностики Мужское бесплодие: главное — не сдаваться! Как происходит зачатие ребенка, все мы знаем из...

02 05 2024 3:34:39

Как смягчить пятки ног дома

Как смягчить пятки ног дома Как смягчить пятки ног дома Как смягчить пятки ног дома Потрескавшиеся или огрубевшие пятки с желтым оттенком не только неприглядны на вид, но еще они...

01 05 2024 11:50:18

Симптомы обострения вегето-сосудистой дистонии и сколько оно длится?

Симптомы обострения вегето-сосудистой дистонии и сколько оно длится? Симптомы обострения вегето-сосудистой дистонии и сколько оно длится? Симптомы ВСД в стадии обострения Обострение ВСД может возникнуть неожиданно. Люди,...

30 04 2024 13:46:49

Что подарить жене на День рождения?

Что подарить жене на День рождения? 50 идей, что подарить жене на День рождения Мужчинам очень сложно придумывать, что подарить жене на праздник, а тем...

29 04 2024 17:54:47

Диметилглицин, или витамин B16

Диметилглицин, или витамин B16 Диметилглицин, или витамин B16 Витамин В16 (диметилглицин) — функции, источники и применение витамина B16 Доброго времени суток, дорогие читатели! В...

28 04 2024 23:53:47

Как лечить онемение конечностей при остеохондрозе

Как лечить онемение конечностей при остеохондрозе Как лечить онемение конечностей при остеохондрозе Содержание Остеохондроз — это заболевание,...

27 04 2024 21:55:10

Как лечат протрузии шейного отдела позвоночника

Как лечат протрузии шейного отдела позвоночника Как лечат протрузии шейного отдела позвоночника Как лечат протрузии шейного отдела позвоночника Шея человека — наиболее подвижная, уязвимая и незащищенная...

26 04 2024 15:18:51

Рак простаты: симптомы, степени, стадии и лечение

Рак простаты: симптомы, степени, стадии и лечение Симптомы рака предстательной железы по стадиям Ежегодно растет доля рака простаты в общем объеме...

25 04 2024 14:12:18

Можно ли отравиться шампиньонами? Признаки грибной интоксикации и первая помощь пострадавшему

Можно ли отравиться шампиньонами? Признаки грибной интоксикации и первая помощь пострадавшему Можно ли отравиться шампиньонами? Признаки грибной интоксикации и первая помощь пострадавшему Отравление грибами Отравление грибами обычно протекает...

24 04 2024 13:59:45

Молочная сыворотка — польза или вред

Молочная сыворотка — польза или вред Молочная сыворотка польза или вред Молочная сыворотка – жидкость, образующаяся в ходе производства творожных и сырных...

23 04 2024 12:37:20

Можно ли принимать вместе Смекту и Энтеросгель?

Можно ли принимать вместе Смекту и Энтеросгель? Энтеросгель и Смекта вместе. Усиление или ослабление эффекта? Нередко, для того чтобы добиться максимально...

22 04 2024 21:59:11

Биопсия печени

Биопсия печени Биопсия печени В медицине биопсия как диагностический метод применяется достаточно широко. Такая процедура позволяет тщательно обследовать...

21 04 2024 19:26:31

Отеки при онкологических заболеваниях

Отеки при онкологических заболеваниях Отеки при онкологических заболеваниях Чем опасны отеки ног при онкологии, и как их устранить? У людей, страдающих от рака, нередко возникают сильные...

20 04 2024 10:27:41

Отвар овса — лечебные свойства и противопоказания

Отвар овса — лечебные свойства и противопоказания Отвар овса — лечебные свойства и противопоказания Отвар овса – 4 рецепта приготовления и все секреты применения Отвар овса очень популярен в народной...

19 04 2024 12:10:57

Как избавиться от черных точек с помощью глины

Как избавиться от черных точек с помощью глины Можно ли избавиться от черных точек на лице с помощью косметической глины Косметологи часто сталкиваются с...

18 04 2024 21:50:49

Многопрофильный медицинский центр Профилактическая медицина

Многопрофильный медицинский центр Профилактическая медицина Многопрофильный медицинский центр Профилактическая медицина Медицинский центр "Профилактик" Многопрофильный клинико-диагностический центр профилактической...

17 04 2024 12:24:30

Причины и лечение боли в гландах (миндалинах)

Причины и лечение боли в гландах (миндалинах) Причины и лечение боли в гландах (миндалинах) Болит миндалина: причины, симптомы, лечение и рекомендации врачей Размеры миндалин совсем небольшие, но роль...

16 04 2024 3:28:50

Шиповник при холецистите и панкреатите — польза, рецепты отвара для лечения, противопоказания

Шиповник при холецистите и панкреатите — польза, рецепты отвара для лечения, противопоказания Польза отвара шиповника при панкреатите Уникальным...

15 04 2024 5:55:56

В планировании беременности незаменимый помощник – витамин Д!

В планировании беременности незаменимый помощник – витамин Д! Витамин Д при планировании беременности: источники витамина Витамин Д при планировании...

14 04 2024 5:23:52

Диета при циррозе печени и сахарном диабете

Диета при циррозе печени и сахарном диабете Сахарный диабет и цирроз печени: взаимосвязь, лечение, диета Сахарный диабет и цирроз печени имеют прямую...

13 04 2024 18:51:45

Как долго принимать аллопуринол при подагре

Как долго принимать аллопуринол при подагре Как принимать Аллопуринол при подагре: показания, противопоказания, дозировка Основной принцип терапии подагры...

12 04 2024 3:12:31

Передозировка настойкой боярышника: симптомы и лечение

Передозировка настойкой боярышника: симптомы и лечение Передозировка настойкой боярышника: симптомы и лечение Настойка боярышника является популярным...

11 04 2024 2:51:20

Доктор Комаровский о питании детей

Доктор Комаровский о питании детей Доктор Комаровский развенчивает заблуждения о питании — и не только детском Почитаемый многими мамами доктор...

10 04 2024 0:29:24

Флуоксетин для похудения: как правильно принимать, аналоги и побочные эффекты

Флуоксетин для похудения: как правильно принимать, аналоги и побочные эффекты Флуоксетин для похудения: как правильно принимать, аналоги и побочные эффекты Флуоксетин — инструкция по применению для похудения, эффект от приема...

09 04 2024 17:38:32

Сустак форте

Сустак форте Сустак форте (Sustac ® forte) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма...

08 04 2024 16:39:23

Характеристика анализа на брюшной тиф

Характеристика анализа на брюшной тиф Анализ на брюшной тиф — в каких случаях и как проводится Острая кишечная инфекция, вызываемая брюшнотифозной...

07 04 2024 21:15:40

Препарат Фенасал: инструкция по применению

Препарат Фенасал: инструкция по применению Фенасал: инструкция по применению, цена, аналоги, отзывы Фенасал — торговое название никлозамида,...

06 04 2024 0:15:47

Что делать при боли живота после отравления едой

Что делать при боли живота после отравления едой Что делать при боли живота после отравления едой Как устранить боли в желудке после отравления? Боль в желудке после отравления испорченными продуктами...

05 04 2024 11:27:16

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::