Что делать, если учитель придирается к ребенку
Что делать, если учитель придирается к ребенку
Учитель придирается к подростку: что делать?
Как помочь красивой дeвoчке стать счастливой
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Конфликты с учителями чем дальше, тем чаще «разруливают» не подростки, которых принято считать инфантильными, а их родители. Но в книге «Утешный мир» Екатерины Мурашовой есть история, когда из ситуации «придирается учитель» подросток вышел сам (ну, с помощью психолога, конечно) — с пользой для самооценки и для счастливого будущего вообще.
Девочку Тасю мне почему-то было жалко с самого начала приема. Причем вроде бы никаких оснований для этого не было: она была по-настоящему красива (не мила, симпатична и т.д., а именно красива), хорошо, со вкусом одета и держалась с редким для подростка (с их вечно раздерганной душой-самооценкой) достоинством. И еще — что-то в ней показалось мне знакомым. Я даже спросила:
— Ты была у меня когда-то прежде?
— Нет, — с легким удивлением ответила Тася. — Я первый раз.
Проблему Тася предъявила самую обыкновенную — плохие отношения с учительницей математики. Как исправить? Причем сформулировала проблему способом, опять же редким для подростка: что я могу сделать, чтобы все наладилось? Мне нравится математика и очень обидно, что из-за чего-то такого, чего я не понимаю.
Красота как дополнительная нагрузка
Попросила рассказать подробнее. Тася ничего не скрывала, рассказывала открыто и по-детски простодушно, причем картина вырисовывалась чем дальше, тем менее благовидная. Тася всегда училась хорошо. Особыми способностями не обладала, но с самого начала («надо — значит надо») была внимательна, аккуратна, старалась выполнять все задания.
Первая учительница ее обожала, как красивую, прилежную, хорошо говорящую куклу; дeвoчка платила ей осторожной привязанностью (экзальтированность Тасе не свойственна совсем). В средней школе старалась поддерживать заработанную в начальной репутацию, что было не слишком легко, но возможно, если действовать последовательно и рационально. Бабушка говорила: «Что ж, привыкай, работа — она не всегда перышком, а школа — это пока работа твоя».
Учителя оценили Тасино старание, которое en masse в средней школе обычно закономерно уменьшается. «С такой-то моськой она могла бы вообще сидеть и только глазами хлопать, — сказал однажды какому-то балбесу в укор пожилой добродушный физик. — Однако, гляди-ка, старается!».
Тася знала о своей красоте — ей сто раз говорили об этом первая учительница и другие. Воспринимала ее как дополнительную нагрузку, что-то вроде внеклассного чтения. «Раз уж тебе от бога дано, надо ответственность иметь. Тебе абы в чем ходить нельзя и расхристанной тоже», — говорила бабушка, которая когда-то обшивала свою семью и семьи сестры и двух братьев. Именно бабушка рано научила Тасю одеваться, подбирать аксессуары, предоставив в ее распоряжение всю свою собиравшуюся на протяжении жизни коллекцию.
Разговоры Тася любила не очень, они ей не слишком давались; в быту была молчалива, читала почти исключительно по программе. Любила двигаться, занималась сначала гимнастикой, а потом танцами — там не нужно было ничего говорить, а разрядка чувств ого-го какая. Нравилась ей и математика — своей строгой пифагорейской красотой, однозначностью правильных решений. С удовольствием решала из учебника, иногда даже могла по собственной инициативе сделать незаданное — из задач повышенной трудности.
Конфликт с учителем
Но вот учительница математики (толстая, одинокая, в сильных очках) невзлюбила Тасю с самого начала. «Думаешь, ты лучше всех и тебе все можно, что ли?! — шипела она, когда Тася пыталась предложить свое, домашнее решение трудной задачи. — Сиди и молчи!». За те же ошибки, за которые другим ставили четверку, Тася получала три; если случалась двойка, то ей далеко не всегда позволялось ее исправить.
Недавно случился конфуз, который еще всё ухудшил (хотя вроде дальше уж и некуда было). У математички имеется специальный (и всем известный) день, когда двоечники после уроков приходят исправлять свои двойки. И вот прилежная Тася, получив очередную двойку и закусив губу в ожидании очередного наезда, отправилась в условное время и место ее исправлять.
«А ты чего пришла? — встретила ее математичка. — Ты разве со мной договаривалась, просила меня? Что-то я не помню!»
Тася пролепетала что-то насчет дня, про который вроде бы все знают, и вот она сама говорила сегодня на уроке. «Я на вас свое время трачу по своему желанию! Мне за это никто не платит! — загремела математичка. — А ты думаешь, тебе, царевне такой, все должны, да?! Пошла вон отсюда!»
Тася глотала слезы, чувствовала себя опозоренной и готова была уйти. Но вдруг встал из-за парты один из уже корпевших над своими работами двоечников; «Нина Семеновна, вы несправедливы. Либо всем можно, либо никому. И не надо Тасю оскорбллять, она перед вами ни в чем не виновата!»
«Да вы. да я. да она. » — взвыла Нина Семеновна.
Двоечник, обладавший, видимо, лидерскими качествами, окинул взглядом товарищей по несчастью:
— Ну что ж, если так, тогда мы все уходим. Двойки у нас так и останутся, но перед Тасей вам придется извиниться. Не плачь, Тася, пойдем, мы все знаем, что она к тебе специально прикапывается.
Человек двенадцать-пятнадцать разновозрастных мальчишек встали и вышли из класса, увлекая за собой дeвoчку. Я думаю, всем понятно, как повлиял этот яркий эпизод на отношения Таси и математички.
Наследство от бабушки
— Что я могу теперь сделать? — слегка театрально заломила руки дeвoчка в моем кабинете. — Бабушка мне говорила: ну не нравишься ты ей, и ладно, бывает, нельзя же всем нравиться, ты ж не рубль. Но я так больше не могу, я математический класс выбрала на специализацию, у нас математика каждый день по два урока.
Я уже давно обратила внимание на неизменно прошедшее время при упоминании о бабушке и отсутствие упоминаний других родственников.
— Она умерла. Два года и четыре с половиной месяца.
— Она очень много значила для тебя.
— Да. — Тася грациозно запрокинула голову, надеясь загнать обратно выступившие на глазах слезы. — Простите.
— Тебе не за что извиняться. Нет ничего естественнее горевания о близком человеке.
— Тасенька. — я вдруг решила дать волю тому ощущению жалости и сочувствия, которое возникло у меня сразу по ее приходу. Она уже слишком много (для себя, в принципе закрытой и неразговорчивой) рассказала, для дальнейшего ей нужен был лишь небольшой толчок, движение навстречу.
Сильная, умная, хотя и не особенно образованная бабушка была главой семьи и матерью Тасиного отца. Он выпивал и раньше, до ее cмepти, но мать умела держать сына в рамках. После cмepти матери он слетел с катушек: сначала вроде бы от горя, а потом — просто так. Потерял работу, перебивался случайными заработками, а то и вовсе сидел дома.
Мать Таси работала на двух работах (одна из них — с ночными сменами) и старалась поменьше бывать дома. Сначала она надеялась и говорила Тасе, что муж и отец «перебесится и возьмет себя в руки», а теперь уж и вообще непонятно что. Но все равно уйти им с Тасей некуда: квартира была бабушкина, а теперь — отца, у мамы своего жилья нет.
Отец в пьяном виде бывает буйным, но в последний год Тася, многое переняв (да и просто унаследовав, наверное) от бабушки, научилась по крайней мере обеспечивать свою личную безопасность.
Многие хотели бы со мной дружить
— У меня и подружек, считайте, нет, — грустно сказала дeвoчка. — Хотя со мной, я знаю, многие согласились бы дружить, но ведь в дружбе надо не только брать, но и давать («Опять бабушка со своим суровым кодексом!» — подумала я), а я же даже и в гости никого не могу пригласить и ничего рассказать тоже.
«Многие хотели бы со мной дружить. » Я никогда не видела Тасю, но почему все-таки ее история кажется мне знакомой?
— Тася, откуда ты обо мне узнала?
— У нас одна дeвoчка в классе, Ксюша Веревкина, недавно у вас была. Так вот она рассказывала, что вы прикольная (ой, простите! — улыбка сквозь слезы), и я тогда подумала: схожу, вдруг вы мне что-то про Нину Семеновну посоветуете.
— Ксюша Веревкина! Конечно, вспомнила! Тася — это ведь сокращенное не от Анастасии, как я подумала, а от Татьяны?
— Да, Тасей меня бабушка звала, а в школе больше Таней. Я Таня Краснова.
Девочка, в которую все влюблены и которая может выбирать даже из старшеклассников. Девочка, с которой все девчонки мечтают дружить. Девочка, красоте, грации и чувству собственного достоинства которой завидует не только пышечка Ксюша Веревкина, но и одинокая некрасивая математичка.
Одновременно эта дeвoчка покорно тащит на себе груз
- несомненно тяжелой бабушкиной жизни (бабушка, прежде чем уйти, полностью передала внучке свой опыт в виде системы афоризмов),
- домашнего ада (мать фактически сбежала, а четырнадцатилетняя Тася вслед бабушке пытается обуздать отца),
- ответственности за то, что она кому-то нравится («Мне, в сущности, нечего им дать, и поэтому я, чтобы не обмануть, держусь от всех в стороне»),
- и за то, что не нравится («Что мне сделать, чтобы наладить отношения с Ниной Семеновной?»).
— Ты придешь ко мне еще, — сказала я.
Как сделать красивую дeвoчку счастливой
Мы достаточно быстро выяснили, что не можем изменить Нину Семеновну и ее отношение к жизни. Тася готова была ради мира во всем мире стать «собакой снизу» (то, чего и добивалась Нина Семеновна), но потом мы вместе решили, что в данном случае это нерационально. Поэтому Тася перешла в параллельный класс (информатики), где математику вел другой учитель, с которым у нее сразу же установились прекрасные, творческие отношения.
Не сразу, но мне удалось убедить Тасю, что у нее уже есть достаточно ресурсов для того, чтобы строить продуктивные для всех участников событий дружеские отношения. А приглашать кого-то домой, если ей не хочется, вовсе не обязательно. Рассказала, как я сама росла в мире коммуналок, когда в одной комнате зачастую жили по пять человек и приглашать гостей было просто физически некуда. Ничего, обходились.
В новом классе Тася немного оттаяла, и у нее сразу же и закономерно завелись приятельницы, а потом и красивый роман с мальчиком из десятого класса. Я ей была больше не нужна, и мы попрощались. Уже «на выходе» я уловила в ее взгляде какую-то недосказанность.
Читать еще: Фибриноген выше нормы — что это значит?— Ксюша Веревкина на меня обижается.
— Она говорит, что вы со мной вот уже сколько возитесь, а ей даже не сказали еще раз прийти.
— Ксюша обижается не на тебя, а на меня! — я наставительно подняла палец. — Скажи ей, что, если хочет как-то поработать со своей обидой, пусть обращается по адресу.
— Да хорошо, я ей передам, спасибо, — с явным облегчением сказала Тася, тепло улыбнулась мне и грациозно, с высоко поднятой головой ушла по коридору в свою жизнь.
Я забыла сказать ей, что бабушка, если бы могла ее видеть, наверняка гордилась бы внучкой.
Что делать, если учитель придирается к ребенку
В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка или юбка испачканы, предмет не знает, на вопросы не так отвечает, хороших оценок не заслуживает. Каждый урок школьник выслушивает массу отзывов и нотаций о своем неразвитом интеллекте и отвратительном внешнем виде. Каждый раз оценка за ответ не выше тройки.
Издалека ситуация выглядит неприятно. А что делать, если все это касается собственного ребенка?
Выслушайте школьника
Для начала поговорите с ребенком как следует. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.
Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.
Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.
Кстати, обратите внимание на то, чего хочет ребенок. В одном случае школьнику просто нужно, чтобы его перестали упрекать и оставили в покое. Но иногда он желает, чтобы к нему проявляли любовь и снисхождение. У учителя не останется времени на урок, если он будет со всеми ласково общаться, всех холить и лелеять. Нужно это объяснить школьнику.
Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорбллять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах. Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.
Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.
Разговор с преподавателем
Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично. Если учитель не может поговорить сейчас, нужно договориться на определенное время и день.
Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.
Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию. Очень часто преподаватели бросают фразы вроде: «Воспитывать ребенка надо было лучше! Делайте что хотите!», что говорит о непрофессионализме и нежелании решить вопрос мирно.
Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.
Третья сторона конфликта
В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. А негатив со стороны преподавателя можно слушать вполуха.
В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.
А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?
В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного. Применить свои рычаги давления, так сказать.
Если все описанные разговоры ни к чему не привели, есть два пути: дойти до Департамента образования или перевести ребенка в другую школу. И тот и другой способ хорош. Каким из них воспользоваться? Это решают только родители, учитывая мнение ребенка.
Распространенные ошибки родителей
- Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
- Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
- Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
- Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
- Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спopные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
- Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорбллять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
- Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.
В результате
Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу. Но при этом умудряются-таки вставить несколько едких фраз.
Учитель придирается к сыну, что делать?
В общем, у нас «конфликт» с классной руководительницей, которая ведет Историю и Обществознание. Конфликт похоже тянется со второй половины прошлого года (его 5-й класс), но до сегодняшнего дня как-то не акцентировал внимание в этом разрезе.
Извиняюсь за много букв, стараюсь изложить детали:
Предистория: Во втором полугодии 5-го класса наш герой получил кол и двойку за якобы не сделанную презентацию. На самом деле она была сделана, но согласно требованием МинОбра — в Линукс, Опен-Офис а не в «Windows Power Point». Наша классная не смогла её посмотреть и влепила ему сначала двойку, а потом ещё и кол. Когда пришел разбираться, она мне «на гoлyбом глазу» высказалась прямо: -«Я поставила ему такие оценки, чтобы он надавил на Вас и Вы купили ему то, что требуется в школе — Виндовс.» .. на моё возражение, что минобр (есть приказ от 2010г., номер не помню) как раз требует «свободное ПО», она заявила что -«мне все равно что там требует МинОбр!».
И это при том, что предполагая такую проблему, ещё в ноябре 2017-го предложил: -«Давайте я Вам сам поставлю Опен-Офис на ваш виндовс». На что получил отказ: у нас есть свой программист».. никто, ничего так и не поставил, однако.
После такого развития событий, я предупредив её, тут же сходил к директору и написал бумажку про не справедливые оценки у ребенка. Директор, позвала учительницу и .. оказалось, что она их уже исправила «задним числом» .. просто подрисовав к 1 палочку до 4. А двойку, зачеркнула и поставила «3». -«Я ничего такого не говорила, всё — его выдумка!». После такого, я просто «забил» на все её «выкрутасы».. оказывается было «много чего» со слов сына.
Следующая самостоятельная — у сына опять двойка. Ладно, исправил позже на 3 уж не знаю как.
Надо сказать, что в целом класс — «оторви и выбрось». Что в прошлом, что в этом году регулярно срываются уроки от одних и тех же учеников. Мое мнение в прошлом году — «классная руководительница тупо не справляется с классом» долго (да и сейчас пока ещё) остается «при мне». С нового года в 5-м, и в начале 6-го пришло несколько новеньких .. поразбиравшись «что к чему», точно также (писалось в родительском вацапе несколько раз) приходили к точно этому же мнению. Молчал, не встревал.
Ещё из «входящих»: уже писал тут раньше, что пришли мы в «новую школу» как «перспективные», потому что сын увлекается робототехникой, в общем-то на его базе (имеет призы, награды, в т.ч. и на «России») и директор уже несколько лет пытается пробить «инженерные классы» в школе. Наша классная (Историк!) по совместительству ещё и «зам. директора по инновационной работе» (продвижению робототехники). В прошлом году, директор убедил меня заняться факультативным преподаванием по выходным .. провел сколько успел занятий до конца года, с «самым класным оторвышем» ездили на соревнования в Москву весной 2018, где фактически выбыли по болезни сына. Я его брал в общем-то специально, присмотреться и понять такой ли он «оторвыш». Оказался вполне боевой пацан, расширенное изучение английского ещё с д/с, опыт прямого общения с носителями языков, но .. да — «шeбyтной». Схватывает все «на лету» и потом ему .. скучно. Развлекается на уроках сам и развлекает весь остальной класс. Их там таких человек 5-6.
Читать еще: Значение женского имени ДжульеттаВ этом году, не желая конфликтовать с классной, которая ещё и «главный инноватор», от ведения занятий — отказался, честно расписав директору все «трудности» (низкая з/п .. 100руб/час, моя занятость, сложность заниматься в выходные, проблемы с классной). Тем более, что в конце прошлого года школа таки выиграла «грант/конкурс» на создание инженерных классов и закупила большой объем оборудования (наконец-то!). Теперь у них идет целый комплекс «усиленных предметов», от математики и до «граф. дизайна».. стараюсь не вмешиваться, даже на классные собрания из-за «плохой дисциплины» в этом году уже не хожу, потому что: -«единственный ребенок в классе с примерным поведением — наш» (мнение в вацапе тех, кого приглашали следить за поведением в классе, есть видео-материалы в т.ч.)
Тем не менее, по поведению стоит все это время «твердый Удовл.».. 🙂
Сегодня:
Пришел наш герой со школы и заявляет что ему поставлена двойка по Обществоведению .. за то, что он (из-за своего соседа, того самого!) не расслышал (6-ю четверть она его сажает на последние парты!) что она говорила по домашнему заданию. Он и не мог «расслышать», поскольку сосед пел песенку или что-то там бубнил. Его (и соседа и всех их соседей!) удивила формулировка классной:
-«Поскольку твоего соседа наказывать бесполезно, я ставлю тебе двойку» .. дословно с его слов и соседа.
Далее, оказалось, что ему влепили уже тройку за «сочинение», которое писало .. 5-6 человек в классе, поскольку остальные .. участвуют в каком-то представлении и их увели на репетицию. На его вопрос: -» что где и когда будет, можно ли поучаствовать?» ему оказывается был дан ответ: «ты не знаешь? Ну значит ТЕБЕ ЭТО НЕ НАДО». О как!
Вопрос: что делать? ответы интересны срочно, поскольку завтра, я таки пойду к директору вместе с ним (-«А я и собирался завтра сам идти к директору, там полкласса просто офигело»).
Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку
Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.
Как разграничить предвзятое отношение и требовательность
Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:
- чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
- обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок) ;
- наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).
Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.
Как психологически настроить ребёнка
Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:
Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:
- Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
- Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорбллять, высмеивать или унижать;
- Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
- Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
- Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.
Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения
Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:
- открытый разговор с учителем;
- беседа с представителями администрации (директором, завучами) ;
- перевод учащегося в другой класс или школу;
- публичное освещение проблемы в СМИ.
Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.
Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.
Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.
Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.
Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.
Как правильно построить беседу с педагогом
Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:
- Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
- Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
- Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
- Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
- Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
- Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
- Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
- В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
- Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.
В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.
Видео: Учитель предирается к ребёнку. Что делать?
Все люди живут в плену собственных заблуждений и оценок. Но это зачастую провоцирует ошибки и конфликты в межличностных отношениях. Неприятно, когда взрослый человек в непростой ситуации ведёт себя наравне с детьми, спекулируя своим положением, а тем более если этот человек – учитель. Однако, такова, к сожалению, объективная реальность. И главная задача родителей смягчить подобное столкновение ребёнка с несправедливостью.
Учитель придирается к подростку: что делать?
Как помочь красивой дeвoчке стать счастливой
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Конфликты с учителями чем дальше, тем чаще «разруливают» не подростки, которых принято считать инфантильными, а их родители. Но в книге «Утешный мир» Екатерины Мурашовой есть история, когда из ситуации «придирается учитель» подросток вышел сам (ну, с помощью психолога, конечно) — с пользой для самооценки и для счастливого будущего вообще.
Девочку Тасю мне почему-то было жалко с самого начала приема. Причем вроде бы никаких оснований для этого не было: она была по-настоящему красива (не мила, симпатична и т.д., а именно красива), хорошо, со вкусом одета и держалась с редким для подростка (с их вечно раздерганной душой-самооценкой) достоинством. И еще — что-то в ней показалось мне знакомым. Я даже спросила:
Читать еще: Курсы для беременных – необходимая дородовая подготовка— Ты была у меня когда-то прежде?
— Нет, — с легким удивлением ответила Тася. — Я первый раз.
Проблему Тася предъявила самую обыкновенную — плохие отношения с учительницей математики. Как исправить? Причем сформулировала проблему способом, опять же редким для подростка: что я могу сделать, чтобы все наладилось? Мне нравится математика и очень обидно, что из-за чего-то такого, чего я не понимаю.
Красота как дополнительная нагрузка
Попросила рассказать подробнее. Тася ничего не скрывала, рассказывала открыто и по-детски простодушно, причем картина вырисовывалась чем дальше, тем менее благовидная. Тася всегда училась хорошо. Особыми способностями не обладала, но с самого начала («надо — значит надо») была внимательна, аккуратна, старалась выполнять все задания.
Первая учительница ее обожала, как красивую, прилежную, хорошо говорящую куклу; дeвoчка платила ей осторожной привязанностью (экзальтированность Тасе не свойственна совсем). В средней школе старалась поддерживать заработанную в начальной репутацию, что было не слишком легко, но возможно, если действовать последовательно и рационально. Бабушка говорила: «Что ж, привыкай, работа — она не всегда перышком, а школа — это пока работа твоя».
Учителя оценили Тасино старание, которое en masse в средней школе обычно закономерно уменьшается. «С такой-то моськой она могла бы вообще сидеть и только глазами хлопать, — сказал однажды какому-то балбесу в укор пожилой добродушный физик. — Однако, гляди-ка, старается!».
Тася знала о своей красоте — ей сто раз говорили об этом первая учительница и другие. Воспринимала ее как дополнительную нагрузку, что-то вроде внеклассного чтения. «Раз уж тебе от бога дано, надо ответственность иметь. Тебе абы в чем ходить нельзя и расхристанной тоже», — говорила бабушка, которая когда-то обшивала свою семью и семьи сестры и двух братьев. Именно бабушка рано научила Тасю одеваться, подбирать аксессуары, предоставив в ее распоряжение всю свою собиравшуюся на протяжении жизни коллекцию.
Разговоры Тася любила не очень, они ей не слишком давались; в быту была молчалива, читала почти исключительно по программе. Любила двигаться, занималась сначала гимнастикой, а потом танцами — там не нужно было ничего говорить, а разрядка чувств ого-го какая. Нравилась ей и математика — своей строгой пифагорейской красотой, однозначностью правильных решений. С удовольствием решала из учебника, иногда даже могла по собственной инициативе сделать незаданное — из задач повышенной трудности.
Конфликт с учителем
Но вот учительница математики (толстая, одинокая, в сильных очках) невзлюбила Тасю с самого начала. «Думаешь, ты лучше всех и тебе все можно, что ли?! — шипела она, когда Тася пыталась предложить свое, домашнее решение трудной задачи. — Сиди и молчи!». За те же ошибки, за которые другим ставили четверку, Тася получала три; если случалась двойка, то ей далеко не всегда позволялось ее исправить.
Недавно случился конфуз, который еще всё ухудшил (хотя вроде дальше уж и некуда было). У математички имеется специальный (и всем известный) день, когда двоечники после уроков приходят исправлять свои двойки. И вот прилежная Тася, получив очередную двойку и закусив губу в ожидании очередного наезда, отправилась в условное время и место ее исправлять.
«А ты чего пришла? — встретила ее математичка. — Ты разве со мной договаривалась, просила меня? Что-то я не помню!»
Тася пролепетала что-то насчет дня, про который вроде бы все знают, и вот она сама говорила сегодня на уроке. «Я на вас свое время трачу по своему желанию! Мне за это никто не платит! — загремела математичка. — А ты думаешь, тебе, царевне такой, все должны, да?! Пошла вон отсюда!»
Тася глотала слезы, чувствовала себя опозоренной и готова была уйти. Но вдруг встал из-за парты один из уже корпевших над своими работами двоечников; «Нина Семеновна, вы несправедливы. Либо всем можно, либо никому. И не надо Тасю оскорбллять, она перед вами ни в чем не виновата!»
«Да вы. да я. да она. » — взвыла Нина Семеновна.
Двоечник, обладавший, видимо, лидерскими качествами, окинул взглядом товарищей по несчастью:
— Ну что ж, если так, тогда мы все уходим. Двойки у нас так и останутся, но перед Тасей вам придется извиниться. Не плачь, Тася, пойдем, мы все знаем, что она к тебе специально прикапывается.
Человек двенадцать-пятнадцать разновозрастных мальчишек встали и вышли из класса, увлекая за собой дeвoчку. Я думаю, всем понятно, как повлиял этот яркий эпизод на отношения Таси и математички.
Наследство от бабушки
— Что я могу теперь сделать? — слегка театрально заломила руки дeвoчка в моем кабинете. — Бабушка мне говорила: ну не нравишься ты ей, и ладно, бывает, нельзя же всем нравиться, ты ж не рубль. Но я так больше не могу, я математический класс выбрала на специализацию, у нас математика каждый день по два урока.
Я уже давно обратила внимание на неизменно прошедшее время при упоминании о бабушке и отсутствие упоминаний других родственников.
— Она умерла. Два года и четыре с половиной месяца.
— Она очень много значила для тебя.
— Да. — Тася грациозно запрокинула голову, надеясь загнать обратно выступившие на глазах слезы. — Простите.
— Тебе не за что извиняться. Нет ничего естественнее горевания о близком человеке.
— Тасенька. — я вдруг решила дать волю тому ощущению жалости и сочувствия, которое возникло у меня сразу по ее приходу. Она уже слишком много (для себя, в принципе закрытой и неразговорчивой) рассказала, для дальнейшего ей нужен был лишь небольшой толчок, движение навстречу.
Сильная, умная, хотя и не особенно образованная бабушка была главой семьи и матерью Тасиного отца. Он выпивал и раньше, до ее cмepти, но мать умела держать сына в рамках. После cмepти матери он слетел с катушек: сначала вроде бы от горя, а потом — просто так. Потерял работу, перебивался случайными заработками, а то и вовсе сидел дома.
Мать Таси работала на двух работах (одна из них — с ночными сменами) и старалась поменьше бывать дома. Сначала она надеялась и говорила Тасе, что муж и отец «перебесится и возьмет себя в руки», а теперь уж и вообще непонятно что. Но все равно уйти им с Тасей некуда: квартира была бабушкина, а теперь — отца, у мамы своего жилья нет.
Отец в пьяном виде бывает буйным, но в последний год Тася, многое переняв (да и просто унаследовав, наверное) от бабушки, научилась по крайней мере обеспечивать свою личную безопасность.
Многие хотели бы со мной дружить
— У меня и подружек, считайте, нет, — грустно сказала дeвoчка. — Хотя со мной, я знаю, многие согласились бы дружить, но ведь в дружбе надо не только брать, но и давать («Опять бабушка со своим суровым кодексом!» — подумала я), а я же даже и в гости никого не могу пригласить и ничего рассказать тоже.
«Многие хотели бы со мной дружить. » Я никогда не видела Тасю, но почему все-таки ее история кажется мне знакомой?
— Тася, откуда ты обо мне узнала?
— У нас одна дeвoчка в классе, Ксюша Веревкина, недавно у вас была. Так вот она рассказывала, что вы прикольная (ой, простите! — улыбка сквозь слезы), и я тогда подумала: схожу, вдруг вы мне что-то про Нину Семеновну посоветуете.
— Ксюша Веревкина! Конечно, вспомнила! Тася — это ведь сокращенное не от Анастасии, как я подумала, а от Татьяны?
— Да, Тасей меня бабушка звала, а в школе больше Таней. Я Таня Краснова.
Девочка, в которую все влюблены и которая может выбирать даже из старшеклассников. Девочка, с которой все девчонки мечтают дружить. Девочка, красоте, грации и чувству собственного достоинства которой завидует не только пышечка Ксюша Веревкина, но и одинокая некрасивая математичка.
Одновременно эта дeвoчка покорно тащит на себе груз
- несомненно тяжелой бабушкиной жизни (бабушка, прежде чем уйти, полностью передала внучке свой опыт в виде системы афоризмов),
- домашнего ада (мать фактически сбежала, а четырнадцатилетняя Тася вслед бабушке пытается обуздать отца),
- ответственности за то, что она кому-то нравится («Мне, в сущности, нечего им дать, и поэтому я, чтобы не обмануть, держусь от всех в стороне»),
- и за то, что не нравится («Что мне сделать, чтобы наладить отношения с Ниной Семеновной?»).
— Ты придешь ко мне еще, — сказала я.
Как сделать красивую дeвoчку счастливой
Мы достаточно быстро выяснили, что не можем изменить Нину Семеновну и ее отношение к жизни. Тася готова была ради мира во всем мире стать «собакой снизу» (то, чего и добивалась Нина Семеновна), но потом мы вместе решили, что в данном случае это нерационально. Поэтому Тася перешла в параллельный класс (информатики), где математику вел другой учитель, с которым у нее сразу же установились прекрасные, творческие отношения.
Не сразу, но мне удалось убедить Тасю, что у нее уже есть достаточно ресурсов для того, чтобы строить продуктивные для всех участников событий дружеские отношения. А приглашать кого-то домой, если ей не хочется, вовсе не обязательно. Рассказала, как я сама росла в мире коммуналок, когда в одной комнате зачастую жили по пять человек и приглашать гостей было просто физически некуда. Ничего, обходились.
В новом классе Тася немного оттаяла, и у нее сразу же и закономерно завелись приятельницы, а потом и красивый роман с мальчиком из десятого класса. Я ей была больше не нужна, и мы попрощались. Уже «на выходе» я уловила в ее взгляде какую-то недосказанность.
— Ксюша Веревкина на меня обижается.
— Она говорит, что вы со мной вот уже сколько возитесь, а ей даже не сказали еще раз прийти.
— Ксюша обижается не на тебя, а на меня! — я наставительно подняла палец. — Скажи ей, что, если хочет как-то поработать со своей обидой, пусть обращается по адресу.
— Да хорошо, я ей передам, спасибо, — с явным облегчением сказала Тася, тепло улыбнулась мне и грациозно, с высоко поднятой головой ушла по коридору в свою жизнь.
Я забыла сказать ей, что бабушка, если бы могла ее видеть, наверняка гордилась бы внучкой.
Реоэнцефалография (РЭГ) Реоэнцефалография: что это такое, показания, методика проведения Одним из диагностических методов выявления патологии мозгового...
04 10 2024 22:57:11
Аброл: описание и инструкция по применению для детей АБРОЛ СИРОП Фармакокинетика Объем распределения при пероральном приеме составляет примерно 552 л. В...
03 10 2024 16:47:42
Хинин Химическое название Химические свойства Хинин — что это? Данное вещество – один из основных алкалоидов коры хинного дерева. Кора обладает...
02 10 2024 5:12:46
АСД фpaкция 2 при псориазе — особенности лечения, отзывы Как помогает АСД фpaкция 2 при псориазе Много веков назад люди сталкивались с такой болезнью, как...
01 10 2024 5:18:45
В чем польза плавленого сыра? В каких случаях есть вред от плавленого сыра и как его правильно выбирать и употрeбллять Плавленый сыр: польза и вред,...
30 09 2024 6:51:19
Алмазный пилинг лица – что это такое и с чем его едят? Рассказывают косметологи Что такое алмазный пилинг? В Европе алмазный пилинг проводится с 80-х...
29 09 2024 2:30:48
Овсянка при сахарном диабете 2 типа: лечение диабетика овсом Чем полезен овес при сахарном диабете и как его правильно применять с максимальной пользой...
28 09 2024 6:26:33
Как избавиться от межпозвонковой грыжи без операции Как вылечить межпозвоночную грыжу в домашних условиях Как я вылечил межпозвоночную грыжу Приближался...
27 09 2024 19:58:40
Как принимать препарат кальций д3 никомед Кальций-Д3 Никомед Как принимать препарат Кальций Д3 Никомед Кальций Д3 Никомед — препарат из группы витаминных...
26 09 2024 21:20:20
Нейроцистицеркоз: симптомы и лечение Симптомы и лечение нейроцистицеркоза 28 апреля 2017, 16:58 Эксперт статьи: Блинова Дарья Дмитриевна 0 1,517 Личинки...
25 09 2024 23:52:24
Методы закаливания детей Методы и принципы закаливания детей Закаливание детей - методы и принципы Наступила осень – и начали шмыгать носом и дети и...
24 09 2024 15:28:19
Инструкция по реабилитации после эндопротезирования коленного сустава Правила реабилитации после эндопротезирования коленного сустава Реабилитация...
23 09 2024 21:54:13
Как оттереть краску для волос с кожи: щадящие средства для лица и быстрые — для пальцев Чем отмыть краску для волос с кожи лица и рук? Краска для волос...
22 09 2024 22:44:10
10 детокс-продуктов, которые нужно есть как можно чаще 10 детокс продуктов, которые нужно есть как можно чаще Лимоны входят во все детокс-диеты. Если вы...
21 09 2024 11:25:41
Последствия изменений в головном мозге после ОНМК Симптомы, степени, последствия и лечение ишемии головного мозга Ишемия головного мозга – это снижение...
20 09 2024 8:47:47
Причины, симптомы, способы лечения лёгочной эмболии Легочная эмболия Легочная эмболия (эмболия легочной артерии, тромбоэмболия легочной артерии, ТЭЛА) –...
19 09 2024 7:27:30
Можно ли лечить грибок ногтей во время беременности? Чем лечить грибок ногтей при беременности, чтобы не навредить ребенку? Грибок ногтей – это напасть,...
18 09 2024 21:39:14
Можно ли наклоняться при беременности Работа по дому во время беременности Положение обязывает. Беременность вносит свои коррективы во все области нашей...
17 09 2024 7:42:37
Как одевать бандаж для беременных. Зачем нужен бандаж для беременных. Как правильно носить бандаж для беременных Для чего нужен бандаж для беременных...
16 09 2024 19:49:56
Негормональные противозачаточные средства: полный обзор Негормональные контрацептивы для женщин: список средства Контрацепция – это предотвращение...
15 09 2024 4:18:18
Подробно о соотношении роста и веса у мужчин (в форме таблицы) Соотношение роста и веса у мужчин, женщин, дeвyшек, детей, подростков. Таблица по возрасту,...
14 09 2024 6:49:53
Пирацетам уколы инструкция по применению Для чего назначают уколы Пирацетам При головных болях, расстройствах кровообращения врачи часто назначают...
13 09 2024 4:16:47
Можно ли есть мaндарины на диете, когда худеете Можно ли есть мaндарины на диете, когда худеете Диета является одним из наиболее распространенных способов...
12 09 2024 17:18:31
Совместимость Метформина и алкоголя Через сколько можно применять метформин после алкоголя Эндокринологи часто назначают своим пациентам препараты на...
11 09 2024 2:57:12
Признаки воспаления легких у взрослых и особенности лечения Как и чем лечить пневмонию: возможные средства Пневмония, или воспаление легких, — патология...
10 09 2024 18:57:49
Вакцина от свиного гриппа LiveInternetLiveInternet -Рубрики Магия (57) РУНЫ (28) (27) Музыка (21) Алексей Похабов (19) Талисманы и оберёги (11)...
09 09 2024 15:28:24
Что означает имя Татьяна Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Татьяна Происхождение и значение Происхождение имени Татьяна имеет две версии....
08 09 2024 2:27:40
Кетонал свечи инструкция по применению в гинекологии Кетонал: свечи, инструкция по применению в гинекологии Если проанализировать...
07 09 2024 14:12:53
Куда девается жир, когда мы худеем? Куда девается жир при похудении? Представляем ли мы и профессионалы в области здорового образа жизни, как именно жир...
06 09 2024 20:18:44
Температура после АКДС: нормальный ответ организма или побочная реакция Температура после прививки АКДС: сколько дней держится, что делать? Введение...
05 09 2024 9:42:12
Кровотечение при кисте яичника Кровотечения при кистозных образованиях Кистозное образование яичника – это доброкачественная опухоль. Ее формирование...
04 09 2024 0:55:45
Японская диета: меню на 14 дней Всё о Японии Японская диета довольно простая, но при этом весьма эффективная. За семь дней можно с легкостью избавиться от...
03 09 2024 3:53:29
Как проявляется ботулизм в организме человека. Его лабораторная диагностика Лабораторная диагностика ботулизма Ботулизм - острая пищевая интоксикация,...
02 09 2024 23:12:46
Причины и лечение частого чихания ребенка Если ребенок часто чихает, значит он заболел? Главная > Консультации > Детский врач > Если ребенок часто чихает,...
01 09 2024 18:23:41
Глисты - способы лечения в домашних условиях Особенности лечения глистов у взрослых Лечение глистной инвазии у взрослых – это комплексное мероприятие,...
31 08 2024 10:40:30
Роль врача по УЗИ в правильной диагностике заболеваний Врач УЗИ – это специалист, который занимается диагностикой заболеваний и различных состояний...
30 08 2024 0:40:40
Метронидазол мазь — как применять? Метронидазол гель – подробная инструкция по применению, состав, цена, обзор аналогов и отзывы Метронидазол гель —...
29 08 2024 17:13:27
Токсоплазма гондии: описание, жизненный цикл, симптомы болезни и способы лечения Токсоплазмоз гонди: симптоматика и основные пути заражения Токсоплазмоз –...
28 08 2024 1:46:26
Прививка БЦЖ детям: что это такое, противопоказания, побочные эффекты Возможные осложнения и последствия после прививки БЦЖ: что считается нормальной...
27 08 2024 5:16:30
Как бороться с запорами во время беременности Запор при беременности — 8 способов как избавиться от запора Запор – это расстройство функций кишечного...
26 08 2024 3:31:23
Когда начинает биться сердце у плода? Выясняем, на какой неделе начинает биться сердце у плода Таинство внутриутробного развития малыша – это настоящее...
25 08 2024 20:11:38
Спектр лазерного излучения Спектр лазерного излучения Таким образом, в лазерах с однородным уширением спектральной линии среды возможно получение...
24 08 2024 13:46:10
Арманьяк - старший брат коньяка Арманьяк - старший брат Коньяка Расскажите друзьям о событии Рекомендуемые события Извините, регистрация закрыта....
23 08 2024 22:25:44
Применение вакцины Гриппол: инструкция и подробное описание Применение вакцины Гриппол: инструкция и подробное описание Врачи настоятельно рекомендуют...
22 08 2024 8:16:37
Вывод из состояния запоя в домашних условиях Как выйти из запоя в домашних условиях Состояние, в котором человек долгий промежуток времени употрeбляет...
21 08 2024 4:11:12
Трихопол от лямблий Трихопол при лямблиозе у взрослых и детей Трихопол — одно из наиболее распространённых торговых наименований противопротозойного...
20 08 2024 3:24:11
Изофлавоны сои: польза и вред для женщин и мужчин ИЗОФЛАВОНЫ СОИ: ПОЛЬЗА И ВРЕД ДЛЯ ЖЕНЩИН Изофлавоны (генистеин и дайдзеин) — соединения, которые...
19 08 2024 3:29:20
Нормы содержания сахара в крови человека: таблица по возрастам Нормальные показатели сахара в крови в таблице по возрастам В организме человека протекает...
18 08 2024 7:19:10
Рентгенография локтевого сустава Рентген (рентгенография) локтевого сустава Одним из наиболее слабых частей опopно-двигательной системы человека является...
17 08 2024 19:38:28
Лучшие и эффективные препараты для лечения сахарного диабета 2-го типа Эффективные препараты для лечения сахарного диабета 2 типа Современная медицина не...
16 08 2024 16:35:22
Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::