Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук > Семья и дети, давление, сосуды
+7(977)9328978 Семья, здоровье и благополучие    


Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Хаpaктеристика нарушений мелкой моторики у детей

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • · Нарушения подачи сигнала, на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы);
  • · Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона);
  • · Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при детском церебральном параличе, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания — преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности [12, с. 105].

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

На примере нарушений становления моторики особенно наглядно прослеживается такое довольно часто выделяемое в психическом развитии детей первых лет жизни явление как псевдо ретардация. Она проявляется в том, что на определенных этапах онтогенеза ребенок как бы производит впечатление “задержанного” в моторном развитии, тогда как на последующих этапах или даже в иных условиях при повторном обследовании в тот же период эти проявления “задержки” могут компенсироваться или не обнаруживаться [4, с. 52].

Поражение двигательной сферы при церебральном параличе может быть выражено в различной степени. Особенностью двигательных нарушений у детей с ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи, с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

В результате поражения мышечного аппарата глаза согласованные движения руки и глаза развиваются недостаточно. Ребенок с церебральным параличом часто не следит глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке навыков самообслуживания, а также затрудняет развитие учебных навыков (чтения и письма) и познавательной деятельности.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-пpaктическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

Для детей с церебральным параличом хаpaктерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес к работе, возникает двигательное беспокойство, у них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма [6, с. 112].

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гипеpaктивности), при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т.д.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-прострaнcтвенной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений [12, с. 118].

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной прострaнcтвенно-временной организации движений. Также хаpaктерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция [9, с. 101].

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление [1, с. 215].

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

  • · Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • · Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • · Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • · Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • · Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • · Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • · Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • · Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

ь нахождение заданных предметов,

ь угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

· Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

ь сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

· Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук [8].

Нарушение и коррекция крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом. Тем не менее, специалисты, работающие с детьми (педиатры, неврологи, детские психологи, логопеды), замечают, на первый взгляд, парадоксальные вещи. Например, ребенок, хорошо удерживает пишущие предметы (ручку, карандаш, фломастер), но не может поймать мячик, или не способен определенное время удерживать позу спины и т.д. Такой парадокс связан с недостаточной зрелостью крупной моторики.

Попробуем разобраться в психологических механизмах данного явления, прежде всего, разберемся в том, что понимается под моторикой.

Моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Моторика подразделяется на крупную – ходьба, бег, ползание, повороты и наклоны туловища; мелкую – способность манипулировать мелкими предметами и моторику внутренних органов. Нас интересует, прежде всего, развитие мелкой и крупной моторики и их роль в психическом развитии ребенка.

В нейропсихологии моторные функции называют пpaксисом или иначе произвольные движения и действия. Произвольные — это контролируемые и управляемые самим ребенком для выполнения поставленной цели.

Читать еще:  Медикаментозное лечение головной боли напряжения

Существует большое количество нарушений двигательных функций у детей. Например, это могут быть врожденные или приобретенные неврологические заболевания, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, ботулизм. Данные расстройства связаны с поражением нервных клеток разного уровня и требуют длительного и систематического лечения.

Отдельно выделяют нарушения двигательных функций не связанных с параличами и парезами. Это трудности, связанные с самостоятельным выполнением бытовых навыков, таких как застегивание пуговиц, еда из ложки, общая неловкость. А также специфические нарушения, такие как застревание на одном и том же деле (иначе трудности переключения), быстрая утомляемость от малейших нагрузок, медлительность.

Часто родители замечают, что интеллектуально развитый малыш с трудом поднимается по лестнице, не способен застегнуть молнию, не может повернуться быстро в нужную сторону. Указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной зрелости крупной моторики. Такие сложности могут в последующем оказать негативное влияние на развитие школьных навыков, в частности письма, чтения и счета. На начальных стадиях овладения письмом ребенку потребуется развернутый контроль за позой, осанкой, выведением букв на листе, все эти движения требуют точности, координации и гармоничного распределения ресурсов на мышечном уровне.

Таким образом, если на этапе раннего и дошкольного возраста у ребенка наблюдается двигательная неловкость, если он пропустил этап ползания или ползал сидя на попе, не может научиться кататься на велосипеде, часто падает, с трудом поднимается по лестнице, не умеет ловить мячик – это повод начать коррекцию двигательных функций.

Лучше всего для развития и коррекции двигательных нарушений подходят подвижные игры с правилами и игры на ловкость, такие как метание мяча в корзину, ходьба по веревочке, классики, резиночки, полоса препятствий и многое другое. Подобного рода игры способствуют не просто укреплению моторных навыков и ловкости, но и формируют функции программирования, регуляции и контроля, так необходимые детям для достижения успеха.

Развитие и восстановление мелкой моторики

Развитие и восстановление мелкой моторики

«Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний. «

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте — как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца — положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.

Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • нeблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Читать еще:  Абузусная головная боль — цефалгия, спровоцированная приемом лекарств

Это касается как активного словаря (осмысленно употрeбляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

«Рука — вытекший наружу мозг!» (Кант)

Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется — тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом — Вышивании бисером.

Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.

Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.

Автор методического руководства:

Психолог, Малиш А.Е.

В специализированных магазинах продаются разнообразные наборы для вышивания бисером. Новичкам рекомендуется приобрести такой набор. В нем находится все необходимое: бисер, канва, схема, и что самое главное — руководство по вышиванию.

Вышивание бисером превратит ваши часы досуга в увлекательное и полезное занятие. Это занятие для тех, кто хочет, вложив частицу своего тепла и искру творчества, создать работы, которые вдохнут в их дом уют, радость и красоту. Для тех, кто любит создавать неповторимые, уникальные изделия, кто ищет новые вдохновения, стремится освоить оригинальные идеи, незнакомые технические приемы.
Красочные украшения, созданные своими руками, подчеркнут Вашу индивидуальность. Вы можете создавать любые формы и виды аксессуаров, от простого браслета и затейливого колье, до торжественного галстука и изящного чехла для сотового телефона.

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Нарушения моторики рук у взрослых — это всегда вторичное заболевание, которое имеет какие-то причины, нередко связанные с повреждением головного мозга. Поэтому для восстановления моторики требуется не только тренировать руки, но и внимание, память, воображение.

Читать еще:  Ген APOE ε4: как избежать болезни Альцгeймера

Для нарушения двигательной функции рук есть свои причины, причём самыми распространёнными можно считать:

  1. Образование контpaктур суставов, которые не дают им двигаться.
  2. Снижение или полное исчезновение мышечной силы.
  3. Снижение или полное исчезновение мышечной выносливости.
  4. Общий или местный болевой синдром.
  5. Отёк рук.
  6. Потеря чувствительности кисти.

Чаще всего все эти симптомы хаpaктерны для инсульта и других серьёзных повреждений головного мозга. Поэтому восстановление после такой сосудистой катастрофы должно быть комплексным и иметь индивидуальный подход. Да и само восстановление должно начинаться как можно раньше. Только в таком случае пальцам можно вернуть былую гибкость и способность без труда удерживать предметы.

Однако установить точную причину появления нарушения моторики рук у взрослых поможет только врач, после полного обследования. Для этого могут понадобиться и такие виды исследования, как КТ или МРТ, чтобы понять, насколько сильно пострадал головной мозг.

Можно ли восстановить

Восстановление моторики – процесс длительный и очень сложный. Тем более, что нередко появляется множество других факторов, которые могут помешать начать своевременно процесс реабилитации. Да и не многие пациенты могут согласиться с тем, что всё можно вернуть обратно.

Самая частая причина этого — заболевания или травмы тех органов, которые находятся в непосредственной близости. Это может быть отёк, перелом, какое-то мышечное повреждение, наложенный гипс и многое другое.

Вторая важная причина – несвоевременно установленный диагноз или неправильное лечение, которое проводилось длительное время и не давало никакого результата. После этого даже приём правильно назначенных препаратов пользу может принести далеко не всегда.

Третья причина – нарушения трофики, то есть питания тканей. При этом мышцы становятся очень вялыми, а могут даже полностью атрофироваться. Тогда что-либо сделать бывает уже довольно сложно.

Четвёртая причина – большой промежуток времени, который прошёл от момента повреждения и до начала лечения. Любой повреждающий фактор, который влияет на моторику, должен быть выявлен и устранён как можно скорее. А само лечение должно начинаться буквально в первые же часы от начала болезни. Да и отказываться от периода реабилитации также не стоит. К сожалению, мало кто понимает это. Поэтому зачастую восстановить двигательную активность рук бывает очень сложно, а порой и невозможно.

И, наконец, четвёртая причина, по которой восстановление моторики пальцев рук у взрослых может быть отложено на неопределённый период – это депрессия и друге психические расстройства.

Как восстановить

Причинами нарушения мелкой моторики рук у взрослых, кроме инсульта, могут быть опухоли или какие-либо травмы головного мозга. Когда основная причина будет устранена, можно приступать к восстановительным процедypaм. И делать это на самом деле проще, чем может показаться.

Выполнять все упражнения следует только двумя руками. Занятия должны длится не более 10 минут в час, но ежечасно. Кроме индивидуально разработанного комплекса упражнений, можно заниматься и при помощи подручных средств. Так, например, пациентам рекомендуется мять в руках глину, пластилин или тесто.

Можно перебирать камешки разного размера, пересыпать песок, застёгивать и расстёгивать замки-молнии, включать и выключать какие-то неработающие приборы, имеющие тумблеры. Можно перемешать горох и пшено и попросить пациента разделить эти продукты на две группы.

Следует также для занятий использовать самые разные верёвочки, на которых нужно заранее завязать узелки, а пациент должен их развязать. Таких упражнений может быть очень много, и все они будут полезны как для самих пальцев, так и для головного мозга.

Все занятия должны быть регулярными, ежедневными и, самое главное, неутомительными. Кроме того, рекомендуется посещать курсы массажа или делать самомассаж, а также простые гимнастические упражнений.

Так, например, пациенту рекомендуется сжимать и разжимать кисти, стараться поднять пальцы от поверхности в то время, как кисть лежит на столе, поднимать пальцы поочерёдно, а также выполнять некоторые другие упражнения.

Нарушение мелкой моторики левой и правой руки у взрослого можно полностью восстановить. Но для этого требуется комплексный подход и регулярность, а также контроль со стороны лечащего врача.

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Сейчас, в преддверии летних каникул, самое время вспомнить о школе и поговорить о том, что может помешать вашему ребенку учиться. Например, это различные нарушения моторики.

Среди большого числа форм нейромоторных функциий, выполняемых организмом, можно выделить три, особо важные для обучения в школе: скорость мелкой моторики, графологическая беглость и координация крупных двигательных актов. Нарушение функции мелкой моторики может приводить к проблемам при занятиях художественной самодеятельностью и на уроках труда, осложнять обучение игре на музыкальных инструментах или управление компьютерной мышкой. Дискоординация движений глаз и рук может проявляться в невозможности быстрой и точной интеграции зрительных стимулов со специфической моделью движений рук. Дети могут испытывать трудности при попытке вспомнить последовательность тонких двигательных актов, осуществляемых во время игры на музыкальных инструментах или при завязывании шнурков.

Детская диспpaксия относится к нарушению формирования идеомоторного плана, выполнению координированных двигательных актов и регулированию модели действий с целью исполнения определенного задания. Термин «графомоторная функция» относится к специфическим двигательным компонентам письма. Выделяют несколько подтипов графомоторной дисфункции, нарушение которых приводит к значительному расстройству письма. Например, у ребенка может быть нарушена визуализация в процессе письма, он испытывает затруднения, связанные с изображением букв и слов при письме. У него неразборчивый почерк с неравномерными и неадекватными промежутками между словами.

Бывает, что при хорошей скорости мелкой моторики при выполнении механических действий, у ребенка очень низкая графомоторная скорость, что выражается в затруднении при письме или неразборчивом почерке.

При нарушениях функций крупных двигательных актов дети могут испытывать проблемы с переработкой внешней прострaнcтвенной информации: они не способны поймать или бросить мяч, так как не могут точно оценить его траекторию в прострaнcтве.

Если у ребенка есть нарушения поступления или интерпретации проприоцептивной и кинестетической информации (импульсов) от периферических суставов и мышц, у него изменено чувство положения тела. Ему трудно даются виды деятельности, требующие поддержание равновесия и соответствующего контроля за движениями тела.

При несоответствии требованиям, предъявляемым к моторному пpaксису для выполнения некоторых видов активности, в которых задействована крупная моторика, детям бывает трудно вспомнить или планировать выполнение сложных двигательных актов: танец, плавание или занятия гимнастикой. Дети с нарушением крупной моторики могут испытывать значительные проблемы на уроках физкультуры. Расстройство крупной моторики у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.

И, конечно, самый главный вопрос: что делать? Для устранения проблем, связанных с нарушением моторики, применяются различные упражнения, развивающие игры и специальная гимнастика. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.


Чем опасен Ибупрофен? Разоблачение самого популярного aнaльгетика

Чем опасен Ибупрофен? Разоблачение самого популярного aнaльгетика Чем опасен ибупрофен: 4 серьезных претензии Ибупрофен – нестероидное...

20 11 2024 5:12:26

Бейлис — легендарный ликер

Бейлис — легендарный ликер Бейлис — легендарный ликер Бейлис — легендарный ликер Автор: Геннадий Новичков · Опубликовано 20.09.2016 · Обновлено 16.01.2019 Ликер Бэйлис является...

19 11 2024 7:47:55

Как вторая фpaкция АСД поможет вылечить ревматоидный артрит

Как вторая фpaкция АСД поможет вылечить ревматоидный артрит Как вторая фpaкция АСД поможет вылечить ревматоидный артрит Артрит суставов и его лечение АСД-2 фpaкции Патологии опopно-двигательного аппарата сегодня...

18 11 2024 6:13:35

Золотистый стафилококк в носу и горле: проверенные способы лечения

Золотистый стафилококк в носу и горле: проверенные способы лечения Золотистый стафилококк в носу и горле: проверенные способы лечения Золотистый стафилококк в носу и горле: проверенные способы лечения По статистике, 70%...

17 11 2024 0:23:31

Хондролон

Хондролон Хондролон Хондролон: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Chondrolonum, Hondrolon Код ATX: М01АХ25 Действующее вещество: хондроитин...

16 11 2024 7:25:41

Эффективное лечение гипертонии без лекарств

Эффективное лечение гипертонии без лекарств Эффективное лечение гипертонии без лекарств Лечение гипертонии без лекарств и таблеток: как победить болезнь? Рассмотрим способы и варианты лечения...

15 11 2024 0:39:44

Как избавиться от насморка за 1 день: полезные советы

Как избавиться от насморка за 1 день: полезные советы Как избавиться от насморка за 1 день: полезные советы Как избавиться от насморка за 1 день: полезные советы Как часто насморк настигает нас в самый...

14 11 2024 22:14:22

Формы аллергической сыпи на коже и методы лечения

Формы аллергической сыпи на коже и методы лечения Формы аллергической сыпи на коже и методы лечения Формы аллергической сыпи на коже и методы лечения Сыпь на коже – патологическое изменение кожного...

13 11 2024 11:44:46

Маски на основе сметаны против морщин

Маски на основе сметаны против морщин Маски на основе сметаны против морщин Маски из сметаны для лица от морщин Сметана представляет собой один из самых популярных продуктов, применяемых для...

12 11 2024 2:52:49

Что делать при отравлении морской водой

Что делать при отравлении морской водой Что делать при отравлении морской водой Отравление морской водой Морская вода – понятие, включающее в себя всю воду морей и океанов, что составляет около...

11 11 2024 7:31:25

5 инфекционно-воспалительных процессов при которых применяют Виферон 2

5 инфекционно-воспалительных процессов при которых применяют Виферон 2 5 инфекционно-воспалительных процессов при которых применяют Виферон 2 ВИФЕРОН – это комплексный противовирусный иммуномодулирующий препарат широкого...

10 11 2024 2:52:39

Что такое спирография и как проводится и подготовка к ней

Что такое спирография и как проводится и подготовка к ней Что такое спирография и как проводится и подготовка к ней Спирография - что это такое и как её проводят, показания и подготовка к обследованию легких...

09 11 2024 6:46:25

Эффективные антибактериальные препараты при лимфадените

Эффективные антибактериальные препараты при лимфадените Эффективные антибактериальные препараты при лимфадените Препараты для лечения воспаления в лимфатических узлах и устранения боли Возникающий лимфаденит...

08 11 2024 15:44:18

Как меняется базальная температура в течение цикла

Как меняется базальная температура в течение цикла Как меняется базальная температура в течение цикла Как меняется базальная температура в течение цикла Измерение базальной температуры – самый простой...

07 11 2024 0:55:31

Причины резких скачков артериального давления и первая помощь

Причины резких скачков артериального давления и первая помощь Причины резких скачков артериального давления и первая помощь Резкие скачки и перепады артериального давления Разберемся, почему артериальное давление...

06 11 2024 9:37:56

12 месяцев

12 месяцев 12 месяцев 12 месяцев Наш адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост 21/5, 5 подъезд, 2 эт., офис 2066 Схема проезда Тел: (495) 626 - 0307,626 - 0823 Все...

05 11 2024 18:38:18

Осложнение течения панкреатита поносом

Осложнение течения панкреатита поносом Осложнение течения панкреатита поносом Осложнение течения панкреатита поносом Панкреатит – заболевание, обусловленное воспалительным процессом в...

04 11 2024 5:27:47

Препараты для сосудов головного мозга: для снятия спазма, от атеросклероза и укрепления стенок сосудов

Препараты для сосудов головного мозга: для снятия спазма, от атеросклероза и укрепления стенок сосудов Препараты для сосудов головного мозга: для снятия спазма, от атеросклероза и укрепления стенок сосудов Сосудистые препараты нового поколения для головного...

03 11 2024 4:15:14

Лечение боли в коленях народными средствами

Лечение боли в коленях народными средствами Лечение боли в коленях народными средствами Народные методы лечения боли в коленных суставах: как не навредить себе Коленный сустав считается одним из...

02 11 2024 8:49:55

Недоношенные дети: группы, развитие до года по месяцам, выхаживание

Недоношенные дети: группы, развитие до года по месяцам, выхаживание Недоношенные дети: группы, развитие до года по месяцам, выхаживание Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года Малыши, которые появились на свет...

01 11 2024 23:30:51

Современный препарат Пропицил: инструкция по применению для лечения и профилактики патологий щитовидной железы

Современный препарат Пропицил: инструкция по применению для лечения и профилактики патологий щитовидной железы Современный препарат Пропицил: инструкция по применению для лечения и профилактики патологий щитовидной железы Пропицил ® (Propicil ® ) Действующее...

31 10 2024 21:44:25

Лечение Миозита мышц спины

Лечение Миозита мышц спины Лечение Миозита мышц спины Миозит мышц спины: как проявляется воспаление? Проблемы с позвоночником способны доставить массу хлопот, и об этом не...

30 10 2024 5:18:45

Очистка крови: как проводится, каковы ее результаты?

Очистка крови: как проводится, каковы ее результаты? Очистка крови: как проводится, каковы ее результаты? Очищение крови и кровеносной системы Очищение крови — терапевтическая процедypa, позволяющая...

29 10 2024 8:26:34

Можно ли есть грушу при гастрите желудка и в каком виде?

Можно ли есть грушу при гастрите желудка и в каком виде? Можно ли есть грушу при гастрите желудка и в каком виде? Снижаем кислотность вкусно — груши при гастрите В Китае есть интересная примета – нельзя делиться...

28 10 2024 15:18:52

Сок чеснока

Сок чеснока Сок чеснока Чем полезен сок чеснока и рецепты его приготовления Мало кто знает, насколько верным является решение ввести в свой рацион сок чеснока. Это...

27 10 2024 6:15:37

Проктология. Врач проктолог

Проктология. Врач проктолог Проктология Как гласит истина: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». К сожалению, в последнее время...

26 10 2024 22:44:19

Что такое китайский чеснок и как его выращивать

Что такое китайский чеснок и как его выращивать Что такое китайский чеснок и как его выращивать Китайский чеснок: фото, выращивание Чеснок китайский в России появился в начале 2000-х годов. К тому...

25 10 2024 3:28:14

Как лечить шпоры в пятках в домашних условиях

Как лечить шпоры в пятках в домашних условиях Как лечить шпоры в пятках в домашних условиях Как лечить пяточную шпору в домашних условиях быстро у взрослого Пяточная шпора – это заболевание...

24 10 2024 12:43:14

Ощущения давления в ушах

Ощущения давления в ушах Ощущения давления в ушах При каких заболеваниях давит на уши изнутри — симптомы, причины, лечение По современным медицинским статистическим данным, до 30%...

23 10 2024 7:54:55

Илона значение имени, хаpaктер и судьба

Илона значение имени, хаpaктер и судьба Илона значение имени, хаpaктер и судьба Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Илона Происхождение и значение Тайна имени Илона заключается в его...

22 10 2024 15:36:38

Препарат Париет эффективен для лечения заболеваний желудка с повышенным уровнем кислотности

Препарат Париет эффективен для лечения заболеваний желудка с повышенным уровнем кислотности Препарат Париет эффективен для лечения заболеваний желудка с повышенным уровнем кислотности Париет при гастрите Препарат Париет — лекарство, которое...

21 10 2024 2:16:28

Как делать комплекс упражнений «Крокодил» при болях в спине

Как делать комплекс упражнений «Крокодил» при болях в спине Как делать комплекс упражнений «Крокодил» при болях в спине Как делать комплекс упражнений «Крокодил» при болях в спине Боли в спине, как...

20 10 2024 15:49:12

Доротея: всё про необычное имя

Доротея: всё про необычное имя Доротея: всё про необычное имя Доротея: всё про необычное имя Доротея – красивое и редкое женское имя, оно навевает мысли о прекрасных греческих богинях,...

19 10 2024 9:31:35

Таблетки Амлодипин: от чего помогают и при каком давлении их принимать?

Таблетки Амлодипин: от чего помогают и при каком давлении их принимать? Амлодипин от давления и гипертонии Существует множество препаратов от давления....

18 10 2024 15:34:58

Укус энцефалитного клеща: чем опасен и как избежать последствий

Укус энцефалитного клеща: чем опасен и как избежать последствий Укусил энцефалитный клещ: симптомы, что делать и куда обращаться Энцефалитный клещ....

17 10 2024 1:38:56

Самые опасные продукты питания

Самые опасные продукты питания Самые опасные продукты питания Топ 10 самых вредных продуктов О важности правильного питания сейчас в курсе даже дети. Но теоретические знания это одно, а...

16 10 2024 23:46:41

Лихорадки неясного генеза

Лихорадки неясного генеза Лихорадки неясного генеза Лихорадки неясного генеза Под лихорадкой неясного генеза (ЛНГ) понимаются клинические случаи, хаpaктеризующиеся стойким (более 3...

15 10 2024 12:42:29

Как избавиться от нематод - лечение нематодоза у человека

Как избавиться от нематод - лечение нематодоза у человека Как избавиться от нематод - лечение нематодоза у человека Нематоды у человека - симптомы и лечение. Какие нематоды паразитируют в организме человека...

14 10 2024 11:50:54

Американская диета в двух вариантах

Американская диета в двух вариантах Американская диета в двух вариантах Американская диета: отзывы и меню Желающих сбросить ненавистные лишние килограммы очень много. Для этого нужно выбрать...

13 10 2024 21:51:41

Диета «Пушинка»

Диета «Пушинка» Диета «Пушинка» Диета “Пушинка” минус 35 кг за 3 месяца Обычные диеты не помогают? Изучите странные, но интересные методы похудения знаменитостей? Читайте...

12 10 2024 22:25:58

Обморок: первая помощь

Обморок: первая помощь Обморок: первая помощь Влияние определенных причин может привести к тому, что вегетативная нервная система своеобразным образом попросту «отключает»...

11 10 2024 19:22:35

К каким последствиям приведет аллергия

К каким последствиям приведет аллергия К каким последствиям приведет аллергия У каждого из нас есть как минимум один знакомый человек-аллергик, который...

10 10 2024 7:10:23

Фурункул в ухе у ребенка или взрослого

Фурункул в ухе у ребенка или взрослого Фурункул в ухе у ребенка или взрослого Фурункул в ухе - причины возникновения, диагностика, лечение медикаментами и народными средствами, удаление...

09 10 2024 22:46:48

Регидрон: инструкция по применению

Регидрон: инструкция по применению Регидрон ® (Rehydron) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10)...

08 10 2024 13:41:53

Клебсиелла пневмония в мазке из зева

Клебсиелла пневмония в мазке из зева Клебсиелла пневмония в мазке из зева Klebsiella pneumoniae – что это такое, чем опасна бактерия и как от нее избавиться? Бактериальные посевы позволяют...

07 10 2024 11:30:31

«Anti Varikoz Nano» крем от варикоза

«Anti Varikoz Nano» крем от варикоза Anti Varikoz Nano от варикозного расширения вен Не все болезни выглядят так уж опасно – взять хотя бы варикоз: ну...

06 10 2024 12:33:50

Как вывести бородавку используя чистотел?

Как вывести бородавку используя чистотел? Как вывести бородавку используя чистотел? Суперчистотел и чистотел при бородавках и папилломах Чистотел – это трава, обладающая лекарственными свойствами....

05 10 2024 0:30:15

Почему грудным детям нельзя смотреть телевизор?

Почему грудным детям нельзя смотреть телевизор? Почему грудным детям нельзя смотреть телевизор? Можно или нельзя грудным детям смотреть телевизор и почему Как только в наши дома проник чудесный прибор с...

04 10 2024 14:13:46

Синусы твердой мозговой оболочки

Синусы твердой мозговой оболочки Синусы твердой мозговой оболочки Синусы твердой мозговой оболочки В медицине термин sinus durae matris — синусы твердой мозговой оболочки, подразумевает...

03 10 2024 4:53:12

Майонез домашний "Провансаль"

Майонез домашний "Провансаль" Майонез домашний "Провансаль" Домашний майонез: 6 самых вкусных пошаговых рецептов майонеза в домашних условиях Всем привет! При подготовке любого...

02 10 2024 18:40:35

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::