Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук > Семья и дети, давление, сосуды
+7(977)9328978 Семья, здоровье и благополучие    


Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Хаpaктеристика нарушений мелкой моторики у детей

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • · Нарушения подачи сигнала, на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы);
  • · Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона);
  • · Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при детском церебральном параличе, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания — преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности [12, с. 105].

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

На примере нарушений становления моторики особенно наглядно прослеживается такое довольно часто выделяемое в психическом развитии детей первых лет жизни явление как псевдо ретардация. Она проявляется в том, что на определенных этапах онтогенеза ребенок как бы производит впечатление “задержанного” в моторном развитии, тогда как на последующих этапах или даже в иных условиях при повторном обследовании в тот же период эти проявления “задержки” могут компенсироваться или не обнаруживаться [4, с. 52].

Поражение двигательной сферы при церебральном параличе может быть выражено в различной степени. Особенностью двигательных нарушений у детей с ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи, с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

В результате поражения мышечного аппарата глаза согласованные движения руки и глаза развиваются недостаточно. Ребенок с церебральным параличом часто не следит глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке навыков самообслуживания, а также затрудняет развитие учебных навыков (чтения и письма) и познавательной деятельности.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-пpaктическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

Для детей с церебральным параличом хаpaктерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес к работе, возникает двигательное беспокойство, у них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма [6, с. 112].

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гипеpaктивности), при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т.д.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-прострaнcтвенной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений [12, с. 118].

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной прострaнcтвенно-временной организации движений. Также хаpaктерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция [9, с. 101].

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление [1, с. 215].

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

  • · Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • · Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • · Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • · Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • · Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • · Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • · Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • · Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

ь нахождение заданных предметов,

ь угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

· Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

ь сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

· Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук [8].

Нарушение и коррекция крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом. Тем не менее, специалисты, работающие с детьми (педиатры, неврологи, детские психологи, логопеды), замечают, на первый взгляд, парадоксальные вещи. Например, ребенок, хорошо удерживает пишущие предметы (ручку, карандаш, фломастер), но не может поймать мячик, или не способен определенное время удерживать позу спины и т.д. Такой парадокс связан с недостаточной зрелостью крупной моторики.

Попробуем разобраться в психологических механизмах данного явления, прежде всего, разберемся в том, что понимается под моторикой.

Моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Моторика подразделяется на крупную – ходьба, бег, ползание, повороты и наклоны туловища; мелкую – способность манипулировать мелкими предметами и моторику внутренних органов. Нас интересует, прежде всего, развитие мелкой и крупной моторики и их роль в психическом развитии ребенка.

В нейропсихологии моторные функции называют пpaксисом или иначе произвольные движения и действия. Произвольные — это контролируемые и управляемые самим ребенком для выполнения поставленной цели.

Читать еще:  Медикаментозное лечение головной боли напряжения

Существует большое количество нарушений двигательных функций у детей. Например, это могут быть врожденные или приобретенные неврологические заболевания, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, ботулизм. Данные расстройства связаны с поражением нервных клеток разного уровня и требуют длительного и систематического лечения.

Отдельно выделяют нарушения двигательных функций не связанных с параличами и парезами. Это трудности, связанные с самостоятельным выполнением бытовых навыков, таких как застегивание пуговиц, еда из ложки, общая неловкость. А также специфические нарушения, такие как застревание на одном и том же деле (иначе трудности переключения), быстрая утомляемость от малейших нагрузок, медлительность.

Часто родители замечают, что интеллектуально развитый малыш с трудом поднимается по лестнице, не способен застегнуть молнию, не может повернуться быстро в нужную сторону. Указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной зрелости крупной моторики. Такие сложности могут в последующем оказать негативное влияние на развитие школьных навыков, в частности письма, чтения и счета. На начальных стадиях овладения письмом ребенку потребуется развернутый контроль за позой, осанкой, выведением букв на листе, все эти движения требуют точности, координации и гармоничного распределения ресурсов на мышечном уровне.

Таким образом, если на этапе раннего и дошкольного возраста у ребенка наблюдается двигательная неловкость, если он пропустил этап ползания или ползал сидя на попе, не может научиться кататься на велосипеде, часто падает, с трудом поднимается по лестнице, не умеет ловить мячик – это повод начать коррекцию двигательных функций.

Лучше всего для развития и коррекции двигательных нарушений подходят подвижные игры с правилами и игры на ловкость, такие как метание мяча в корзину, ходьба по веревочке, классики, резиночки, полоса препятствий и многое другое. Подобного рода игры способствуют не просто укреплению моторных навыков и ловкости, но и формируют функции программирования, регуляции и контроля, так необходимые детям для достижения успеха.

Развитие и восстановление мелкой моторики

Развитие и восстановление мелкой моторики

«Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний. «

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте — как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца — положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.

Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • нeблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Читать еще:  Абузусная головная боль — цефалгия, спровоцированная приемом лекарств

Это касается как активного словаря (осмысленно употрeбляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

«Рука — вытекший наружу мозг!» (Кант)

Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется — тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом — Вышивании бисером.

Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.

Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.

Автор методического руководства:

Психолог, Малиш А.Е.

В специализированных магазинах продаются разнообразные наборы для вышивания бисером. Новичкам рекомендуется приобрести такой набор. В нем находится все необходимое: бисер, канва, схема, и что самое главное — руководство по вышиванию.

Вышивание бисером превратит ваши часы досуга в увлекательное и полезное занятие. Это занятие для тех, кто хочет, вложив частицу своего тепла и искру творчества, создать работы, которые вдохнут в их дом уют, радость и красоту. Для тех, кто любит создавать неповторимые, уникальные изделия, кто ищет новые вдохновения, стремится освоить оригинальные идеи, незнакомые технические приемы.
Красочные украшения, созданные своими руками, подчеркнут Вашу индивидуальность. Вы можете создавать любые формы и виды аксессуаров, от простого браслета и затейливого колье, до торжественного галстука и изящного чехла для сотового телефона.

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Нарушения моторики рук у взрослых — это всегда вторичное заболевание, которое имеет какие-то причины, нередко связанные с повреждением головного мозга. Поэтому для восстановления моторики требуется не только тренировать руки, но и внимание, память, воображение.

Читать еще:  Ген APOE ε4: как избежать болезни Альцгeймера

Для нарушения двигательной функции рук есть свои причины, причём самыми распространёнными можно считать:

  1. Образование контpaктур суставов, которые не дают им двигаться.
  2. Снижение или полное исчезновение мышечной силы.
  3. Снижение или полное исчезновение мышечной выносливости.
  4. Общий или местный болевой синдром.
  5. Отёк рук.
  6. Потеря чувствительности кисти.

Чаще всего все эти симптомы хаpaктерны для инсульта и других серьёзных повреждений головного мозга. Поэтому восстановление после такой сосудистой катастрофы должно быть комплексным и иметь индивидуальный подход. Да и само восстановление должно начинаться как можно раньше. Только в таком случае пальцам можно вернуть былую гибкость и способность без труда удерживать предметы.

Однако установить точную причину появления нарушения моторики рук у взрослых поможет только врач, после полного обследования. Для этого могут понадобиться и такие виды исследования, как КТ или МРТ, чтобы понять, насколько сильно пострадал головной мозг.

Можно ли восстановить

Восстановление моторики – процесс длительный и очень сложный. Тем более, что нередко появляется множество других факторов, которые могут помешать начать своевременно процесс реабилитации. Да и не многие пациенты могут согласиться с тем, что всё можно вернуть обратно.

Самая частая причина этого — заболевания или травмы тех органов, которые находятся в непосредственной близости. Это может быть отёк, перелом, какое-то мышечное повреждение, наложенный гипс и многое другое.

Вторая важная причина – несвоевременно установленный диагноз или неправильное лечение, которое проводилось длительное время и не давало никакого результата. После этого даже приём правильно назначенных препаратов пользу может принести далеко не всегда.

Третья причина – нарушения трофики, то есть питания тканей. При этом мышцы становятся очень вялыми, а могут даже полностью атрофироваться. Тогда что-либо сделать бывает уже довольно сложно.

Четвёртая причина – большой промежуток времени, который прошёл от момента повреждения и до начала лечения. Любой повреждающий фактор, который влияет на моторику, должен быть выявлен и устранён как можно скорее. А само лечение должно начинаться буквально в первые же часы от начала болезни. Да и отказываться от периода реабилитации также не стоит. К сожалению, мало кто понимает это. Поэтому зачастую восстановить двигательную активность рук бывает очень сложно, а порой и невозможно.

И, наконец, четвёртая причина, по которой восстановление моторики пальцев рук у взрослых может быть отложено на неопределённый период – это депрессия и друге психические расстройства.

Как восстановить

Причинами нарушения мелкой моторики рук у взрослых, кроме инсульта, могут быть опухоли или какие-либо травмы головного мозга. Когда основная причина будет устранена, можно приступать к восстановительным процедypaм. И делать это на самом деле проще, чем может показаться.

Выполнять все упражнения следует только двумя руками. Занятия должны длится не более 10 минут в час, но ежечасно. Кроме индивидуально разработанного комплекса упражнений, можно заниматься и при помощи подручных средств. Так, например, пациентам рекомендуется мять в руках глину, пластилин или тесто.

Можно перебирать камешки разного размера, пересыпать песок, застёгивать и расстёгивать замки-молнии, включать и выключать какие-то неработающие приборы, имеющие тумблеры. Можно перемешать горох и пшено и попросить пациента разделить эти продукты на две группы.

Следует также для занятий использовать самые разные верёвочки, на которых нужно заранее завязать узелки, а пациент должен их развязать. Таких упражнений может быть очень много, и все они будут полезны как для самих пальцев, так и для головного мозга.

Все занятия должны быть регулярными, ежедневными и, самое главное, неутомительными. Кроме того, рекомендуется посещать курсы массажа или делать самомассаж, а также простые гимнастические упражнений.

Так, например, пациенту рекомендуется сжимать и разжимать кисти, стараться поднять пальцы от поверхности в то время, как кисть лежит на столе, поднимать пальцы поочерёдно, а также выполнять некоторые другие упражнения.

Нарушение мелкой моторики левой и правой руки у взрослого можно полностью восстановить. Но для этого требуется комплексный подход и регулярность, а также контроль со стороны лечащего врача.

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Сейчас, в преддверии летних каникул, самое время вспомнить о школе и поговорить о том, что может помешать вашему ребенку учиться. Например, это различные нарушения моторики.

Среди большого числа форм нейромоторных функциий, выполняемых организмом, можно выделить три, особо важные для обучения в школе: скорость мелкой моторики, графологическая беглость и координация крупных двигательных актов. Нарушение функции мелкой моторики может приводить к проблемам при занятиях художественной самодеятельностью и на уроках труда, осложнять обучение игре на музыкальных инструментах или управление компьютерной мышкой. Дискоординация движений глаз и рук может проявляться в невозможности быстрой и точной интеграции зрительных стимулов со специфической моделью движений рук. Дети могут испытывать трудности при попытке вспомнить последовательность тонких двигательных актов, осуществляемых во время игры на музыкальных инструментах или при завязывании шнурков.

Детская диспpaксия относится к нарушению формирования идеомоторного плана, выполнению координированных двигательных актов и регулированию модели действий с целью исполнения определенного задания. Термин «графомоторная функция» относится к специфическим двигательным компонентам письма. Выделяют несколько подтипов графомоторной дисфункции, нарушение которых приводит к значительному расстройству письма. Например, у ребенка может быть нарушена визуализация в процессе письма, он испытывает затруднения, связанные с изображением букв и слов при письме. У него неразборчивый почерк с неравномерными и неадекватными промежутками между словами.

Бывает, что при хорошей скорости мелкой моторики при выполнении механических действий, у ребенка очень низкая графомоторная скорость, что выражается в затруднении при письме или неразборчивом почерке.

При нарушениях функций крупных двигательных актов дети могут испытывать проблемы с переработкой внешней прострaнcтвенной информации: они не способны поймать или бросить мяч, так как не могут точно оценить его траекторию в прострaнcтве.

Если у ребенка есть нарушения поступления или интерпретации проприоцептивной и кинестетической информации (импульсов) от периферических суставов и мышц, у него изменено чувство положения тела. Ему трудно даются виды деятельности, требующие поддержание равновесия и соответствующего контроля за движениями тела.

При несоответствии требованиям, предъявляемым к моторному пpaксису для выполнения некоторых видов активности, в которых задействована крупная моторика, детям бывает трудно вспомнить или планировать выполнение сложных двигательных актов: танец, плавание или занятия гимнастикой. Дети с нарушением крупной моторики могут испытывать значительные проблемы на уроках физкультуры. Расстройство крупной моторики у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.

И, конечно, самый главный вопрос: что делать? Для устранения проблем, связанных с нарушением моторики, применяются различные упражнения, развивающие игры и специальная гимнастика. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.


Лейкоз у детей: симптомы и лечение

Лейкоз у детей: симптомы и лечение Лейкоз у детей: симптомы и лечение Лейкоз у детей: причины возникновения Лейкоз — заболевание кровеносной системы, при котором в крови содержится большое...

19 09 2024 16:34:40

Полезное похудение при диете на брокколи

Полезное похудение при диете на брокколи Полезное похудение при диете на брокколи Диета на брокколи для похудения за 10 дней Есть полезную пищу и худеть – вот желание большинства людей,...

18 09 2024 1:20:28

Спиронолактон

Спиронолактон Спиронолактон Спиронолактон Спиронолактон: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Spironolactone Код ATX: C03DA01 Действующее вещество:...

17 09 2024 7:26:45

Панкреатин (Pancreatin)

Панкреатин (Pancreatin) Панкреатин (Pancreatin) Помощь меньшего брата. Что такое панкреатин и когда его назначают Панкреатин — таблетки в оболочке, содержащие ферменты...

16 09 2024 1:41:16

Диета (стол) номер 1

Диета (стол) номер 1 Лечебная диета №1 Среди проблем, возникающих с желудком первое место занимают гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки,...

15 09 2024 1:58:43

Авамис

Авамис Авамис Авамис (Avamys) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) 3D-изображения Описание...

14 09 2024 8:45:36

Королевская осанка это привлекательность и уверенность в себе

Королевская осанка это привлекательность и уверенность в себе Королевская осанка это привлекательность и уверенность в себе Королевская осанка это привлекательность и уверенность в себе Здравствуйте, дорогие...

13 09 2024 10:23:17

Эффективно ли использовать Спазмалгон при зубной боли?

Эффективно ли использовать Спазмалгон при зубной боли? Эффективно ли использовать Спазмалгон при зубной боли? Может ли Спазмалгон помочь при зубной боли? Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивается с...

12 09 2024 21:45:30

Способы лечения дисгидротической экземы

Способы лечения дисгидротической экземы Способы лечения дисгидротической экземы Дисгидротическая экзема: лечение, симптомы, причины Экзема – полиэтиологическое хроническое заболевание, с кожными...

11 09 2024 4:53:48

«Кларитин»: инструкция по применению сиропа и таблеток для детей с расчетом дозировки

«Кларитин»: инструкция по применению сиропа и таблеток для детей с расчетом дозировки «Кларитин»: инструкция по применению сиропа и таблеток для детей с расчетом дозировки Сироп «Кларитин» для детей Кларитин известен как эффективное...

10 09 2024 13:33:10

Как вылечить артроз плеча (плечевого сустава)

Как вылечить артроз плеча (плечевого сустава) Как вылечить артроз плеча (плечевого сустава) Как лечить артроз плечевого сустава в домашних условиях народными средствами В домашних условиях лечение...

09 09 2024 0:13:53

Можно ли при отравлении пить кефир

Можно ли при отравлении пить кефир Можно ли при отравлении пить кефир Пытаясь помочь организму избавиться от последствий, вызванных интоксикацией,...

08 09 2024 4:50:38

Беназеприл (Benazepril)

Беназеприл (Benazepril) Беназеприл (Benazepril) BENAZEPRIL (БЕНАЗЕПРИЛ) Фармакологическое действие Фармакокинетика Абсорбция из ЖКТ - 37%. Беназеприл быстро превращается в...

07 09 2024 5:13:31

Какие причины паховой грыжи у мальчиков: диагностика и лечение

Какие причины паховой грыжи у мальчиков: диагностика и лечение Какие причины паховой грыжи у мальчиков: диагностика и лечение Паховая грыжа у детей Паховая грыжа у детей представляет собой выпячивание через паховый...

06 09 2024 15:43:17

Значение имени Антон, происхождение, хаpaктер и судьба имени Антон

Значение имени Антон, происхождение, хаpaктер и судьба имени Антон Значение имени Антон, происхождение, хаpaктер и судьба имени Антон Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Антон Происхождение и значение...

05 09 2024 22:54:53

Как лечат гайморит без прокола?

Как лечат гайморит без прокола? Как лечат гайморит без прокола? Лечение гайморита без прокола Лечение гайморита без прокола – актуальный вопрос многих заболевших этим недугом, ведь...

04 09 2024 2:40:44

Боль в гpyдине посередине при вдохе 23160 0 20.02.2016

Боль в гpyдине посередине при вдохе 23160 0 20.02.2016 Боль в гpyдине посередине при вдохе 23160 0 20.02.2016 Почему болит в гpyдине посередине при вдохе и тяжело дышать Некоторые симптомы, которые организм...

03 09 2024 20:22:29

Причины, симптомы и лечение болезни Альцгeймера

Причины, симптомы и лечение болезни Альцгeймера Причины, симптомы и лечение болезни Альцгeймера Болезнь Альцгeймера Близкие родственники тех стариков, у которых была диагностирована болезнь Альцгeймера,...

02 09 2024 0:24:25

Острый лимфобластный лейкоз – агрессивное и опасное заболевание

Острый лимфобластный лейкоз – агрессивное и опасное заболевание Острый лимфобластный лейкоз – агрессивное и опасное заболевание Острый лимфобластный лейкоз — агрессивное и опасное заболевание Частота фиксации лейкемии...

01 09 2024 23:24:20

Прозрачная перегородка головного мозга

Прозрачная перегородка головного мозга Прозрачная перегородка головного мозга Прозрачная перегородка головного мозга Мозг человека – невероятно сложный орган, который, несмотря на многие годы...

31 08 2024 14:55:32

Как справляться с низким давлением у кормящей мамы

Как справляться с низким давлением у кормящей мамы Как справляться с низким давлением у кормящей мамы Как поднять давление кормящей маме: безопасные и эффективные способы Грудное вскармливание (ГВ) – залог...

30 08 2024 3:56:39

Что означает имя Стефания или Степанида для дeвoчки

Что означает имя Стефания или Степанида для дeвoчки Что означает имя Стефания или Степанида для дeвoчки Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Стефания (Степанида) Происхождение и значение Женское...

29 08 2024 20:14:15

Уксус при беременности

Уксус при беременности Уксус при беременности Можно ли уксус беременным? По статистике, уксус беременным хочется чаще, чем селёдку. В чём же заключена тайна этого продукта?...

28 08 2024 15:48:43

Что делать, если у кролика понос?

Что делать, если у кролика понос? Что делать, если у кролика понос? Основные причины и лечение поноса у кроликов Многие кролиководы считают появление поноса у животных обычным явлением,...

27 08 2024 0:50:35

Таблетки от давления Валсартан: инструкция, цена и отзывы

Таблетки от давления Валсартан: инструкция, цена и отзывы Таблетки от давления Валсартан: инструкция, цена и отзывы Показания к применению Способ применения Побочные действия Противопоказания Беременность...

26 08 2024 21:17:47

Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков?

Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков? Как лечить атопический, себорейный или аллергический дерматит у грудничков? Симптомы атопического дерматита у грудничка, методы лечения Атопический...

25 08 2024 22:21:53

Что обозначает имя Наум?

Что обозначает имя Наум? Что обозначает имя Наум? Значение имени Наум Варианты толкований Наум – от др. евр. утешающий. Производные: Наумка, Нюма, Нема. Именины: 5 января, 9...

24 08 2024 18:42:25

Импланты Straumann — швейцарское качество, надежность и простота

Импланты Straumann — швейцарское качество, надежность и простота Импланты Straumann — швейцарское качество, надежность и простота Швейцарские импланты для зубов, производители систем имплантации из Швейцарии Зубные...

23 08 2024 15:58:46

Виноград и виноградный сок при воспалении поджелудочной железы

Виноград и виноградный сок при воспалении поджелудочной железы Виноград и виноградный сок при воспалении поджелудочной железы Виноград при панкреатите Панкреатит – это довольно распространенное заболевание,...

22 08 2024 1:56:20

Девятнадцатая неделя беременности

Девятнадцатая неделя беременности Девятнадцатая неделя беременности Беременность 19 недель 19 неделя беременности – сколько месяцев? Продолжается пятый месяц вашей беременности. Четыре с...

21 08 2024 5:26:21

5 способов быстро убрать мешки под глазами в домашних условиях

5 способов быстро убрать мешки под глазами в домашних условиях 5 способов быстро убрать мешки под глазами в домашних условиях 5 лучших способов быстро убрать мешки под глазами в домашних условиях Сложно найти дeвyшку,...

20 08 2024 16:10:13

Лечение бактериального ринита

Лечение бактериального ринита Бактериальный ринит: симптомы и лечение для взрослых и детей При воспалении слизистой в носовых ходах возникает ринит....

19 08 2024 12:49:12

Омепразол во время беременности: разрешен или нет

Омепразол во время беременности: разрешен или нет Омепразол во время беременности: разрешен или нет Можно ли беременным принимать Омепразол Беременность – прекрасный и удивительный период в жизни любой...

18 08 2024 3:31:14

Беременность при гипотиреозе: каковы возможные риски?

Беременность при гипотиреозе: каковы возможные риски? Беременность при гипотиреозе: каковы возможные риски? Гипотиреоз при беременности Автор статьи - акушер Григорьева Ксения Сергеевна Гипотиреоз –...

17 08 2024 5:57:51

5 симптомов, по которым можно распознать обострение хронического холецистита

5 симптомов, по которым можно распознать обострение хронического холецистита 5 симптомов, по которым можно распознать обострение хронического холецистита 5 симптомов, по которым можно распознать обострение хронического холецистита...

16 08 2024 4:21:45

Чем именно вредно пиво для женщин?

Чем именно вредно пиво для женщин? Чем именно вредно пиво для женщин? Вред пива для женщин Правда ли, что пиво наносит вред здоровью представительниц прекрасного пола? Специалисты в области...

15 08 2024 18:35:53

Значение имени Евдокия, происхождение, хаpaктер и судьба имени Евдокия

Значение имени Евдокия, происхождение, хаpaктер и судьба имени Евдокия Значение имени Евдокия, происхождение, хаpaктер и судьба имени Евдокия Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Евдокия (Авдотья) Происхождение и...

14 08 2024 19:23:47

Пептиды для похудения

Пептиды для похудения Пептиды для похудения и сжигания жира для женщин Пептидами называют короткие цепочки белков. Это активные агенты, переносящие...

13 08 2024 5:38:56

Анализы на вирус папилломы человека: от типов до интерпретации результатов

Анализы на вирус папилломы человека: от типов до интерпретации результатов Анализы на вирус папилломы человека: от типов до интерпретации результатов Подробная расшифровка результатов анализа на ВПЧ Заболевание вирусом папилломы...

12 08 2024 2:55:15

Как лечится дисплазия шейки матки

Как лечится дисплазия шейки матки Дисплазия шейки матки Общие сведения Дисплазия шейки матки – это форма предрака матки, которая встречается в настоящее...

11 08 2024 23:46:48

Внелегочный туберкулез

Внелегочный туберкулез Внелегочный туберкулез Внелёгочный туберкулёз Различают следующие формы внелёгочного туберкулёза: Туберкулёз органов пищеварительной системы Чаще всего...

10 08 2024 21:48:10

Крипторхизм у детей

Крипторхизм у детей Крипторхизм у детей Крипторхизм Крипторхизм – это патологическое состояние, при котором одно или оба яичка располагаются вне мошонки (в паховом канале,...

09 08 2024 21:21:43

Алкогольное поражение печени

Алкогольное поражение печени Алкогольное поражение печени Алкогольная болезнь печени Алкогольная болезнь печени – это структурное перерождение и нарушение функции печени,...

08 08 2024 14:16:56

Использование бадяги от веснушек на лице: правила, рекомендации, противопоказания

Использование бадяги от веснушек на лице: правила, рекомендации, противопоказания Бадяга от пигментных пятен на лице и теле Бадяга от пигментных пятен –...

07 08 2024 3:55:56

Причины появления кистозных образований поджелудочной железы и методы их лечения

Причины появления кистозных образований поджелудочной железы и методы их лечения Причины появления кистозных образований поджелудочной железы и методы их лечения Киста поджелудочной железы Поджелудочная железа является самой большой из...

06 08 2024 20:26:36

Комплекс упражнений при плоскостопии у взрослых

Комплекс упражнений при плоскостопии у взрослых Комплекс упражнений при плоскостопии у взрослых ЛФК при плоскостопии у взрослых – подбор упражнений Здоровая стопа анатомически имеет два свода, которые...

05 08 2024 8:40:20

Октадин

Октадин Октадин Внимание! Этот препарат может особенно нежелательно взаимодействовать с алкоголем! Подробнее. Показания к применению Артериальная гипертензия...

04 08 2024 19:35:49

Вакцина от пироплазмоза «Пиродог» — прививка от клещей

Вакцина от пироплазмоза «Пиродог» — прививка от клещей Вакцина от пироплазмоза «Пиродог» — прививка от клещей Советы ветеринара Блог Елены Гогуа Блог Елены Гогуа Свежие записи Вакцинация от пироплазмоза...

03 08 2024 21:52:47

Дурман: лечебные свойства, показания к применению

Дурман: лечебные свойства, показания к применению Дурман: лечебные свойства, показания к применению Дурман обыкновенный Инструкция по применению: Дурман обыкновенный (дурман вонючий, дурье зелье,...

02 08 2024 21:12:55

Причины появления пульсации в области заднего прохода и прямой кишки

Причины появления пульсации в области заднего прохода и прямой кишки Причины появления пульсации в области заднего прохода и прямой кишки Пульсация в заднем проходе: причины и способы лечения Вся слизистая нижнего отдела...

01 08 2024 15:20:36

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::