Приказ Министерства образования и науки РФ № 98 от 25.04.2006 г.
«О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
Не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан, информированию населения Российской Федерации о возможности принять ребенка на воспитание в семью недостаточно эффективны.
Имеют место факты незаконной деятельности в сфере усыновления со стороны представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений, повышения эффективности деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, п р и к а з ы в а ю:
1. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора:
1.1. Принять к сведению прилагаемую информацию о нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2. Обеспечить совместно с органами опеки и попечительства координацию работы по организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
1.3. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства и учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на необходимость представления соответственно региональному оператору и в орган опеки и попечительства сведений о всех детях, которые могут быть устроены на воспитание в семью, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы учреждений, в которых находятся дети.
1.4. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства на необходимость продолжения работы по устройству в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых переданы в государственный банк данных о детях.
1.5. Рекомендовать руководителям органов опеки и попечительства предусматривать введение штатной должности специалиста по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей, проживающих на территории муниципального образования.
1.6. Принять дополнительные меры по информированию граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с активным привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации.
1.7. Осуществлять систематический контроль за соблюдением органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях.
1.8. Обеспечить проведение регулярных проверок:
соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
соблюдения органами опеки и попечительства:
сроков передачи в региональный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.
1.9. Регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направлять информацию о результатах проверок руководителям органов опеки и попечительства для принятия соответствующих мер.
1.10. Регулярно рассматривать вопросы организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на совместных с органами опеки и попечительства совещаниях, заседаниях коллегий.
1.11. Обеспечить контроль за соблюдением порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях.
1.12. Регулярно вносить изменения и дополнения в анкеты детей, сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о детях, включая информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.
1.13. Предоставлять сведения о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).
1.14. В срок до 1 июля 2006 г. перейти на новую версию компьютерной программы «Надежда» для оперативной передачи в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
1.15. Принять меры по совершенствованию материально-технического и кадрового обеспечения подразделений, обеспечивающих деятельность регионального оператора.
1.16. Организацию выезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации осуществлять с учетом рекомендаций, содержащихся в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. № 736/28-5 «Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение».
1.17. Принять совместно с органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, правоохранительными органами дополнительные меры по предупреждению посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи.
1.18. Довести настоящий приказ до сведения руководителей органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) организовать в 2006 году выборочную проверку деятельности региональных операторов по соблюдению ими порядка предоставления в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр А. Фурсенко
Приложение
к приказу Минобрнауки России
от 25 апреля 2006 г. № 98
ИНФОРМАЦИЯ
о нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
До настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217, порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
(далее – государственный банк данных о детях).
Так, по материалам прокурорских проверок, в Свердловской области в 2005 году органами опеки и попечительства своевременно не представлены в государственный банк данных о детях сведения
о 841 ребенке указанной категории. Факты несвоевременной передачи сведений о детях в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональный банк данных о детях), выявлены в Чувашской Республике, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ненецком автономном округе и ряде других регионов.
Деятельность региональных операторов по осуществлению контроля за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях, организована недостаточно эффективно. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе в Приморском крае, Воронежской, Омской, Томской и Тюменской областях) предусмотренные законодательством проверки соблюдения органами опеки и попечительства указанного порядка региональными операторами не проводились.
В свою очередь, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Тыва) в течение 2005 года не передавали сведения о детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
(далее – федеральный банк данных о детях).
Отмечены многочисленные нарушения в части ведения документации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.
В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда указываются дата выявления ребенка и дата его устройства (Мурманская область). В ряде случаев в нарушение установленного порядка анкеты заполняются не органами опеки, а администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Новосибирская область).
Анкеты детей нередко оформляются без учета требований, установленных Порядком организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Минобразования России
от 28 июня 2002 г. № 2482 (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. № 3670).
В ряде проверенных анкет отсутствуют сведения о приметах ребенка, его этническом происхождении, физическом и умственном развитии, наличии других (помимо родителей) совершеннолетних родственников, реквизиты документов, подтверждающих отказ родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи.
Многими органами опеки и попечительства, региональными операторами не выполняется или выполняется не в полном объеме требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка. Зачастую нарушаются сроки представления этой информации, представляемые сведения носят недостаточно конкретный характер. В частности, в связи с отсутствием в анкетах детей, поступающих в федеральный банк данных о детях, информации о мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, Минобрнауки России в августе 2005 г. было вынуждено дополнительно потребовать от региональных операторов представления указанной информации. Аналогичные нарушения выявлены органами прокуратуры Красноярского, Приморского краев, Владимирской, Свердловской, Тверской, Ярославской областей.
В Приморском крае в 2005 году в ходе рассмотрения гражданского дела об удочерении ребенка гражданами США установлен факт представления в суд не соответствующих действительности сведений о принятых мерах по устройству несовершеннолетней в семью граждан Российской Федерации. По факту фальсификации документов возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 303, частью 1 статьи 327 и статьей 154 Уголовного кодекса Российской Федерации. Специалист Детской городской больницы № 2 г. Владивостока и специалист по охране прав детей отдела образования администрации г. Владивостока привлечены к уголовной ответственности.
Факты фальсификации документов о мерах по устройству детей в семьи российских граждан выявлены и прокуратурой Тверской области.
Отмечаются случаи неправильного исчисления региональными операторами сроков нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Нередко факт поступления анкеты ребенка в федеральный банк данных о детях региональным оператором не проверяется. Как следствие, имеют место случаи, когда запросы о подтверждении нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях в связи с решением вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) направляются федеральному оператору до истечения установленного законодательством срока нахождения указанных сведений в федеральном банке данных о детях. Отмечены факты направления таких запросов в отношении детей, сведения о которых вообще не состояли на учете в федеральном банке данных о детях.
В результате нарушается требование статьи 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами.
Выявлены случаи, когда иностранные граждане – кандидаты в усыновители обращались к региональным операторам, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях, со стороны работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В 2005-2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд уголовных дел по фактам незаконной деятельности в сфере усыновления в отношении представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации.
Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан недостаточно эффективны. Во многих случаях указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их обращения.
Имеются недостатки в организации работы по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи. В частности, региональными операторами, органами опеки и попечительства недостаточно используются в этих целях возможности средств массовой информации. По данным проведенного Минобрнауки России мониторинга, в большинстве (до 70% и более) случаев сведения о возможности принять ребенка на воспитание в семью размещаются в региональных и местных средствах массовой информации не чаще 1 раза в месяц.
Как следствие, одним из основных факторов, сдерживающих устройство детей в семьи российских граждан, является недостаточная информированность населения о различных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью.
В ряде случаев размещение информации о детях в средствах массовой информации носит заведомо формальный характер. Так, в Приморском крае в результате сопоставления дат публикаций с датами вынесения краевым судом решений по делам об усыновлении детей иностранными гражданами выявлены факты размещения сведений о детях в средствах массовой информации за 10-15 дней до рассмотрения судом заявлений иностранных кандидатов в усыновители.
В нарушение статьи 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» нередко региональные операторы и, прежде всего, органы опеки и попечительства после передачи сведений о детях соответственно федеральному и региональному операторам прекращают целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Указанные проблемы во многом являются следствием недостаточного кадрового обеспечения органов опеки и попечительства и региональных операторов. Так, по данным государственной статистики за 2004 год, из представивших сведения 3056 органов местного самоуправления в 1691 работал только 1 специалист по охране прав детей, в 300 такие специалисты отсутствовали.
Допускаются нарушения при организации отдыха воспитанников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за пределами Российской Федерации.
В ряде случаев иностранные организации не представляли в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полный комплект документов, указанных в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. № 736/28-5 «Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение» (в частности, заявления иностранных граждан с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего в их семью; заключение компетентного органа государства по месту проживания иностранных граждан об условиях их жизни для возможного временного помещения несовершеннолетнего в эту семью; обязательство принимающей семьи о своевременном возвращении ребенка в Российскую Федерацию; медицинскую и социальную страховку на ребенка).
Кроме того, анализ ситуации в сфере организации выезда детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев деятельность организаторов таких поездок, в качестве которых выступают чаще всего иностранные организации по усыновлению детей, направлена не столько на обеспечение возможности отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, не подлежащих усыновлению), сколько на создание условий для знакомства детей с потенциальными кандидатами в усыновители из числа иностранных граждан и их последующее усыновление.
Перечисленные недостатки в организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из обстоятельств, не позволяющих обеспечить устройство всех детей указанной категории в семьи российских граждан. В среднем в Российской Федерации на усыновление иностранным гражданам передается примерно 10% детей из общего числа детей, устраиваемых на воспитание в семьи. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации указанный показатель значительно (в 2-4 раза) превышает общероссийский. Так, в Псковской области, Ненецком автономном округе в 2004 году почти 40% детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, усыновлено иностранными гражданами.
Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных мер, направленных на повышение эффективности деятельности региональных операторов и органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего указанную деятельность, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Фитомуцил: инструкция по применению, аналоги и отзывы Фитомуцил для кишечника Состав Форма выпуска Показания к употрeблению Для похудения: особенности...
30 11 2023 10:57:15
FitoSpray для похудения ( Фитоспрей) FitoSpray — спрей для похудения Многие мечтают похудеть, стать стройными, обрести фигуру мечты. Неправильное питание,...
29 11 2023 4:29:34
Фитостеролы в продуктах питания Фитостерины Существует много питательных веществ, которые, как утверждают исследователи, могут положительно повлиять на...
28 11 2023 12:44:35
Фитотерапевт Фитотерапевт Я, Ирина Гудаева — травница, массажист, ведущая семинаров по созданию натуральной косметики и курса « Практическое травоведение»...
27 11 2023 9:51:37
Fitvid Брекеты: минусы, трудности, проблемы Брекет-системы помогли избавиться от комплексов миллионам людей. Это действительно эффективный инструмент,...
26 11 2023 18:40:18
Физалис: полезные и лечебные свойства, как употрeблять в пищу, противопоказания Физалис – многолетнее травянистое растение семейства Пасленовых, которое в...
25 11 2023 0:21:44
Флуоксетин: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Флуоксетин: инструкция по применению, отзывы, аналоги Флуоксетин повышает настроение и снимает...
24 11 2023 17:46:48
Фониатр Фониатрия – один из разделов медицины. Фониатры изучают патологии голоса, методы их лечения, профилактики, а также способы коррекции...
23 11 2023 0:59:38
Форель Форель относится к отряду лососеобразных, семейству лососевых. Ее тело удлинено, немного сжато с боков, покрыто мелкой чешуей. Замечательной...
22 11 2023 1:26:14
Формирователи десны в стоматологии: в человеке абсолютно всё должно быть прекрасно И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е Ф О Р М И Р О В А Т Е Л И Д Е С Н Ы В С О В Р Е М Е Н Н О Й С Т О М А Т О Л О Г И И В статье...
21 11 2023 4:46:45
Боли в пояснице при беременности. Почему болит поясница при беременности Если при беременности болит поясница | Причины, что делать Приветствую дорогих...
20 11 2023 2:15:40
Формула идеального веса Калькулятор нормы веса Вес 65 кг относится к категории Норма для взрослого человека с ростом 170 см . Эта оценка основана на...
19 11 2023 4:57:34
Формулы расчета идеального веса Фoрмулa «идeальнoго вeса» То, что ожирение шагает семимильными шагами по планете – это факт. И, несмотря на то, что...
18 11 2023 11:24:16
Фосфатида аммонийные соли Аммонийные соли фосфатидиловой кислоты ( Е442) Е442 – это пищевая добавка, которую относят к категории эмульгаторов. Вещество...
17 11 2023 21:31:21
Фототерапия новорожденных Фототерапия новорожденных Применение фототерапии для новорожденных С момента своего рождения организм ребенка начинает адаптацию...
16 11 2023 17:22:35
Фототерапия новорожденных при желтухе Фототерапия новорожденных После появления ребенка на свет его организм адаптируется к совершенно иным условиям...
15 11 2023 18:10:38
Французская диета Французская диета Эффективность: до 8 кг за 14 дней Сроки: 2 недели Стоимость продуктов: 4000 рублей на 14 дней Общие правила...
14 11 2023 9:31:40
Фрукт Кумкват — что это такое? Фрукт Кумкват — что это такое? Впервые упоминают необычный для европейцев фрукт китайские летописи 11 века. Португальские...
13 11 2023 0:49:46
Фрукт лонган: калорийность, химический состав, польза и вред Лонган: польза и вред Польза и вред лонгана определяются его химическим составом и влиянием...
12 11 2023 20:20:33
Фруктовая диета Фруктовая диета Эффективность: 2-5 кг за 7 дней Сроки: 3-7 дней Стоимость продуктов: 840-1080 рублей в неделю Общие правила Фруктовая...
11 11 2023 14:40:39
Фруктовые салаты для похудения рецепты: вкусно и полезно « Фруктoвые сaлaты» для снижения вeса О пользе фруктов для организма, как и о пользе фруктовых...
10 11 2023 2:38:13
Боли в промежности при беременности: причины на разных сроках и профилактика Почему болит промежность при беременности? Каждая женщина является...
09 11 2023 11:24:53
Фруктоза при диабете Можно ли фруктозу при сахарном диабете? Для многих диабет является той проблемой, которая вносит в жизнь ряд ограничений. Так, к...
08 11 2023 13:29:33
Фрукт питахайя (питайя, драгонфрут): вкус, полезные свойства, как едят Питахайя (питайя, драгон фрукт): польза и вред, на что похож вкус Питайя –...
07 11 2023 5:34:55
Фрукт рамбутан: как есть, описание, польза и вред Рамбутан — описание, польза и вред фрукта, состав, калорийность. Как вырастить рамбутан дома и как...
06 11 2023 5:36:21
Фрукт свити – польза и вред Свити — что это за фрукт? Что такое свити? Продолжаем разбирать цитрусовые, но как всегда идем не по верхам, а копаем глубже и...
05 11 2023 8:51:57
Фрукты и ягоды Разница между фруктом и ягодой Фрукты и ягоды любят практически все. Ведь они такие вкусные и полезные! Мы любуемся лежащими на столе...
04 11 2023 18:55:10
Фрукты при диабете 2 типа: какие можно? 42506 0 08.05.2017 Какие фрукты можно при диабете 2 типа Диабетики 2 типа вынуждены ограничивать свой рацион:...
03 11 2023 1:17:41
Фтизиатр Врачи фтизиатры Москвы Фтизиатр — это дипломированный специалист в области фтизиатрии. Он специализируется на профилактике, диагностике, лечении...
02 11 2023 20:30:27
Фтор в организме человека Фтор в организме человека Дневная норма потрeбления Мужчины старше 60 лет Женщины старше 60 лет Беременные (2-я половина)...
01 11 2023 23:47:46
Фуагра что это такое? 4 рецепта в домашних условиях Фуагра что это такое? 4 рецепта в домашних условиях Слово «фуа-гра» у многих из нас на слуху, и наряду...
31 10 2023 21:16:49
Фукоксантин. Разоблачение жульничества о потере веса Фукоксантин для похудения: можно ли купить в аптеках, отзывы а Б А Де Поговорим про фукоксантин. Что...
30 10 2023 20:33:33
Боли в спине после рождения ребёнка Почему после родов болит спина У мамочек нередко болит спина после родов. Причем, дискомфорт может длиться довольно...
29 10 2023 15:46:33
Фунчоза: польза и вред Фунчоза: польза и возможный вред Увлечение восточной кухней год от года растет. Принято считать, что такой рацион полезен для...
28 10 2023 20:59:23
Фундук В рационе здорового человека обязательно присутствуют орехи в различных вариациях. Среди них выгодно выделяется фундук. Высокая пищевая ценность и...
27 10 2023 15:41:14
Функции ненасыщенных жирных кислот в питании человека Полезные жиры и жирные кислоты Сейчас уже никто не сомневается в том, что полностью убирать жиры из...
26 10 2023 21:44:51
Функциональные упражнения с петлями TRX (программы тренировок) Петли TRX — лучшие упражнения и программы тренировок Total Body Resistance Exercise или...
25 10 2023 18:19:29
Фуросемид таблетки инструкция по применению Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Фуросемид – синтетическое диуретическое лекарственное...
24 10 2023 7:28:43
Галактоза Галактоза – это представитель класса простых молочных сахаров. В человеческий организм поступает преимущественно в составе молока,...
23 10 2023 3:37:58
Галанга С древних времен растения играют важную роль в жизни человека, в том числе и для поддержания здоровья. Некоторые травы известны как лучшие...
22 10 2023 5:20:52
Галега лекарственная Галега лекарственная (Galega officinalis) Син: козлятник лекарственный, козлятник аптечный, козья рута, французская сирень, солодянка...
21 10 2023 21:11:33
Галина Гроссман: биография и методика похудения Как похудеть? Как похудеть с доктором Галиной Гроссманн Самая здоровая методика похудения. Уже более 10 000...
20 10 2023 12:57:37
Гарциния форте — отзывы худеющих, инструкция по применению и цена в аптеках Гарциния форте Гарциния форте: инструкция по применению и отзывы Латинское...
19 10 2023 21:10:19
Боли в суставах при беременности Боли в суставах при беременности В период беременности у женщины могут возникать различные боли в самых разных местах....
18 10 2023 22:25:18
Гастрит и изжога Лучшие лекарства от изжоги и гастрита Многие пациенты с гастритом и другими заболеваниями Ж К Т страдают от изжоги. Данный симптом может...
17 10 2023 0:50:29
Гастрит при беременности — симптомы, лечение. Обострение гастрита во время беременности Гастрит при беременности Воспаление внутренней слизистой оболочки...
16 10 2023 13:41:52
Где купить и как правильно применять хлорку для дезинфекции Раствор хлорной извести для дезинфекции: как приготовить? Хлорная известь или, по-народному,...
15 10 2023 15:23:23
Где находится ключица у человека на фото? Ключица человека: анатомия, строение, функции Ключица – это единственное костное образование в теле человека,...
14 10 2023 21:54:41