Семья, здоровье и благополучие    


Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

ЛФК при нарушениях осанки

Нарушение осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.

Виды нарушений осанки: Сутулость, Круглая спина, Кругловогнутая спина, Плоская спина, Плосковогнутая спина,

Комплекс лфк при нарушении осанки должен быть направлен на укрепление мышечного корсета спины, мышц живота и брюшного пресса. Все упражнения должны быть в основном статическими. Статические упражнения не накачивают силу в мышцы, а тренируют их выносливость

Лфк при нарушении осанки начинают обязательно с разогрева, после чего переходят к упражнениям:

1.Сядьте на стул, руки положите на затылок и начинайте давить так, словно вы хотите согнуть голову к грудине. Сопротивляйтесь, напрягая мышцы шеи, напряжение удерживайте в течении 10 секунд, затем даем 5 секундный отдых и вновь приступаем к упражнению.

2.Исходное положение такое же, только правой рукой начинаем давить на правый висок, пытаясь опустить голову к левому плечу, затем руки меняются.

3.Сидя на стуле, выпрямите спину и максимально поверните голову вправо, затем двумя резкими движениями доведите голову до крайнего положения, затем повторите это упражнение с противоположной стороны. Рывки должны быть резкими, но аккуратными, чтобы не повредить спину.

4.Положение тоже, максимально соедините лопатки за спиной на 10 секунд, затем расслабьтесь. Сделайте несколько подходов.

5.Заранее приготовьте бутылку с водой, возьмите ее и удерживайте перед собой на вытянутых руках.

Теперь рассмотрим упражнения лфк при нарушении осанки в положении лежа.

1.Лягте на спину, немного оторвите одну ногу от пола и удерживайте ее, затем тоже повторите со второй ногой, при этом носок старайтесь тянуть на себя.

2.Согните колени и приподнимите обе ноги. Затем отдохните и после приподнимите обе вытянутые ноги.

3.Руки сцепляем в замок и кладем под затылок. Начинаем давить руками, приподнимая голову, при этом мышцы шеи должны сопротивляться давлению.

4.Лягте на бок, руки вдоль тела и приподнимите голову. Удерживайте ее в этом положении 10 секунд, затем расслабляете, проделываете несколько подходов, после чего меняете сторону.

5.Переворачиваемся на живот, ноги сгибаем в коленях и голени отрываем от пола, при этом опираемся на локти, отрывая голову с плечами.

6.Лежа на животе, по очереди приподнимаем вытянутую ногу, затем другую.

Как видно, лфк при нарушении осанки работает со всеми мышцами, которые участвуют в поддержании осанки.

Лфк при ожогах

Ожоги. Это повреждения организма, вызванные воздействием высокой температуры, химической или лучевой энергии. При ожоге прежде всего страдает кожа. В зависимости от глубины ее поражения различают четыре степени ожога: I степень — покраснение и отек кожи; II степень — омертвение верхних слоев эпидермиса и образование пузырей, наполненных воспалительной жидкостью; III степень — омертвение глубоких слоев кожи, частичное или полное; IV степень — омертвение тканей, расположенных под кожей. Ожоги I и II степени с небольшой площадью поражения протекают преимущественно как местное заболевание. Если они захватывают 5—10 или более процентов поверхности тела, развивается ожоговая болезнь, первым проявлением которой может быть шок. В дальнейшем происходит интоксикация организма продуктами распада омертвевших от ожога тканей и вследствие инфекции — нарушение обмена веществ, изменение строения и функции внутренних органов. Особенно страдают почки и печень. Ухудшают состояние больного боли и выделение ожоговой поверхностью жидкости богатой белком. При тяжелых ожогах может наступить истощение: больной теряет аппетит и резко худеет. Лечебная физическая культура оказывает общетонизирующее действие, предупреждает осложнения (пневмонию и т. п.), контрактуры и атрофию мышц, улучшает трофику, способствуя быстрейшему заживлению ран, нормализует или компенсирует нарушенные функции. Занятия начинают со 2—4-го дня после ожога, повторяя их несколько раз в день. Сначала применяются упражнения для здоровых частей тела с движениями по амплитудам, не вызывающим боли, и дыхательные упражнения. Используется лечение положением: обожженным участкам тела придается выгодное функционально положение, которое должно меняться несколько раз в день. Продолжительность занятия — 10—15 мин. При консервативном лечении в дальнейшем начинают включать в занятия активные движения в пострадавших участках тела. Постепенно увеличиваются общая нагрузка в занятиях и амплитуда движений. Пассивные упражнения применяются только после того, как заживут раны, если активные упражнения недостаточно увеличивают подвижность суставов. При ожогах в области грудной клетки особое внимание обращается на выполнение дыхательных упражнений. Сначала используется диафрагмальное дыхание, затем грудное. При ожогах лица выполняются упражнения для мимической мускулатуры. При ожогах, захватывающих область суставов, применяются медленные движения, выполняемые по всем осям данного сустава по максимально возможной амплитуде. Длительное вынужденное положение при ожогах может вызвать контрактуры и деформации в здоровых суставах, поэтому надо включать в движение все суставы. При оперативном лечении предоперационный период проводится по методике консервативного лечения. После операции, которая заключается в пересадке кожи со здоровых участков тела на обожженные, занятия лечебной физической культурой можно начинать уже через несколько часов. Применяются дыхательные упражнения и движения в мелких суставах здоровых конечностей. С каждым последующим днем возрастают количество упражнений для здоровых частей тела и число их повторений. Активные движения по небольшой амплитуде в оперированной области включают с 6—8-го дня после операции. Во второй период после нее увеличивается общая нагрузка на организм за счет общетонизирующих упражнений. Амплитуда движений в оперированной области восстанавливается, применяются упражнения для нормализации всех нарушенных двигательных функций.

Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Для решения поставленных задач используется весь арсенал средств ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные, игры, механотерапию. Активно используются естественные факторы природы и массаж.

Задачами общеукрепляющих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся, являются улучшение общего физического состояния пациента, повышение уровня его общей выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, в том числе создание «мышечного корсета», развитие координации и чувства равновесия.

По мере решения задач общеукрепляющего плана вводятся и специальные упражнения. К основным из них при лечении дефектов осанки относятся корригирующие упражнения, в которых движения конечностей, туловища направлены на исправление различных деформаций: изменение угла наклона таза, нормализация физиологических изгибов позвоночника, обеспечение симметричного положения плечевого и тазового поясов, головы, укрепление мышц брюшной стенки и спины. Крайне важно при использовании этих упражнений выбор исходного положения, определяющего их строго локализованное воздействие, максимальную разгрузку позвоночника по оси, исключения на тонус мышц угла наклона таза, оптимальное сочетание изометрического напряжения и растягивания.

Эффективным средством общеукрепляющего характера при нарушениях осанки является лечебное плавание, рекомендуемое всем пациентам, независимо от тяжести деформации, течения заболевания и вида лечения. Применение определенного стиля (например, баттерфляй при крыловидности лопаток) превращает плавание в упражнение специальной направленности.

Важным элементом терапии является формирование навыка правильной осанки. После объяснений инструктора или методиста лечебной физкультуры о характеристиках нормальной осанки, демонстрации ее на пациенте к созданию нового стереотипа мышечно-суставных ощущений и пространственной ориентации. В помощь этому служат тренировки перед зеркалом со зрительным самоконтролем, взаимоконтроль больных, периодический контроль положения туловища у стены.

Закрепление навыка правильной осанки продолжается также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, на координацию и равновесие, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, грудной клетки, головы, плечевого пояса. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки (игры с непрерывным правильным удержанием тела, с принятием правильной осанки по сигналу или заданию).

Особенности методики ЛФК при дефектах осанки

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Занятия должны проводиться не реже 3 раз в неделю в зале ЛФК поликлиники. В домашних условиях обязательно ежедневное выполнение комплекса упражнений корригирующего характера.

В кабинетах ЛФК занятия общеразвивающей и корригирующей гимнастикой, как правило, проводятся группами по 10—15 человек. Продолжительность занятий около 1 ч. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном в положении лежа на спине, животе, на боку, стоя в упоре на четвереньках, которые позволяет поддерживать в течение занятия правильное положение всех сегментов тела, в дальнейшем — в положении стоя и при ходьбе.

В начальном периоде таких занятий (продолжительность 1-1,5 мес.) подбираются индивидуализированные комплексы специальных и общеразвивающих упражнений, вырабатывается представление о правильной осанке, о гигиене труда и учебы. В основном пери (2 мес.) решается весь комплекс лечебных задач. На заключительном этапе (1—1,5 мес.) акцент делается на обучение пациентов самостоятельным занятиям физическими упражнениями в домашних условиях, которые при дефектах осанки необходимо выполнять практически всю жизнь, и самомассажу.

Помимо решения задач, общих для всех нарушений осанки, в каждом случае необходимо выполнять упражнения, специфичные для коррекции данного конкретного дефекта.

Круглая спина

• Улучшение подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой или круглой спине). Проводится разработка всех движений (вначале в положении осевой разгрузки), присущих позвоночнику с акцентом на упражнения, направленные на разгибание (экстензионные) и вытяжение, а также боковые наклоны и ротацию. Акцент мобилизации направляется на вершину кифоза Одним из эффективных упражнений, направленных на мобилизацию позвоночника, является ползание по Клаппу. Этот метод позволяет сочетать одновременно разгрузку, лордозирование и мобилизацию с учетом вершины кифоза. При вершине кифоза от I до IV грудного позвонков эффективно глубокое ползанье (т.е. со значительным наклоном корпуса вперед в положении на четвереньках), если она в области от V до VII позвонков — полуглубокое. Прогибание стоя в вертикальном положении, приданных положениях вершины кифоза, не обеспечивает разгрузку позвоночника, а необходимое лордозировани возникает в поясничном и нижнем грудном отделах.

• Увеличение угла наклона таза обеспечивается укреплением большой группы мышц — подвздошно-поясничных, прямых головок четырехглавых мышц бедра, гребешковых, грушевидных, разгибателей поясничного отдела спины и растяжением укороченных и напряженных мышц (двуглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза обеспечивается прогибанием кифоза с учетом вершины искривления в исходном ладонно-коленном положении, в висах и лежа (положения стоя и сидя исключаются). Как уже отмечалось выше, положение на четвереньках по Клаппу — одно из наиболее удобных для активной редрессации кифоза, так как здесь сочетается разгрузка позвоночника с лордозированием его и активной работой мышц, разгибателей шеи и спины. Важно, что здесь можно обеспечить разгрузку позвоночника и соответственно увеличенную подвижность в наиболее ригидном его отделе — грудном. При выраженной кифотической деформации, помимо физических упражнений, показана дополнительная коррекция положением на наклонно расположенной под грудью панелью.

Определенное значение в коррекции кифоза имеет растягивание грудных мышц. Коррекция сопутствующих деформаций: Крыловидные лопатки: укрепление мышц, фиксирующих и сближающих лопатки (трапециевидной, ромбовидной передней зубчатой и др.). Для этого выполняют упражнения с динамической и статической нагрузкой: отведение рук назад с различными амортизаторами и отягощениями (резиновыми бинтами, эспандерами, гантели), отжимания от пола и т.п. Определенное значение в коррекции круглой спины имеет укрепление затылочных мышц и разгибателей спины, что является необходимым для правильного и устойчивого положения позвоночника.

Читать еще:  Как наложить шину Крамера при повреждении конечности

Мышечная контрактура больших грудных мышц со сведением кпереди и опущением плеч: растяжение больших грудных мышц с помощью методов пассивной растяжки и/или приемов постизометрической релаксации обеспечивает повышение се эластичности. Силовые упражнения на развитие силы межлопаточным мышцам также обеспечивают по принципу реципрокного торможения расслабление грудных мышц. Это также способствует развертыванию грудной клетки, лучшей ее экскурсии, тем самым повышаются кардио-респираторные возможности организма.

Выстояние живота корригируется упражнениями для мышц брюшного пресса, преимущественно из исходного положения лежа на спине. Укрепление мышц живота необходим при всех вариантах нарушения осанки, так как они стабилизируют позвоночник при выполнении физических упражнений, обеспечивая базу для укрепления мышц спины.

Кругло-вогнутая спина

• Улучшение подвижности позвоночника (решение задач, связанных с мобилизацией в кифозированном отделе позвоночника, — см. Круглая спина). Улучшение подвижности в лордозированном отделе обеспечивается разработкой движений во фронтальной плоскости и ротационных, но в меньшей дозировке, чем для кифозированной части позвоночника, и избегая лордозирующих движений, т.е. направленные на разгибание (экстензионные упражнения).

• Уменьшение угла наклона таза является основной задачей при коррекции кругло-вогнутой спины. Обеспечивается укреплением ослабленных и растянутых мышц (разгибатели туловища грудного отдела и межлопаточные мышцы — нижние стабилизаторы лопаток, переднешейные глубокие мышцы, прямые и косые мышцы живота, большие ягодичные и задние пучки средних ягодичных мышц, двуглавая мышца бедра) и растяжением методами пассивной растяжки и ПИР укороченных и напряженных мышц (длинные мышцы спины — разгибатели туловища, поясничный и шейные отделы, верхняя часть трапециевидной мышцы, большая грудная мышца, подвздошно-поясничная мышца, прямая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза (решение задач, связанных с коррекцией кифоза, — см. Круглая спина).

Коррекция сопутствующих деформаций (решение задач, связанных с коррекцией сопутствующих деформаций, — см. Круглая спина). При данном нарушении осанки они сходны — крыловидные лопатки, мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота

Плоская спина

• Укрепление мышц всего тела, так как именно тотальная слабость мышечной системы является основой появления данного нарушения осанки. Акцент делается на мышцы, обеспечивающие «мышечный корсет», на мышцы спины, заключенные в работу плечевого и тазового поясов, бедра и голени. Однако при коррекции плоской спины повышение силовых возможностей тех или иных мышц должно обязательно сочетаться с их растяжками. Так, например, прямая мышца бедра из-за своей слабости не создает необходимого наклона таза и лор-дозирования поясничного отдела позвоночника.

Тем не менее при данном дефекте осанки она находится в напряженном состоянии, что, в свою очередь, не позволяет эффективно повышать ее силовые возможности, обеспечивающую тягу должного уровня для опускания переднего полукольца таза вниз. Кроме занятий лечебной физкультурой, в зале ЛФК рекомендуется активное включение спортивно-прикладных упражнений: лыжи, плавание, гребля и другие виды спорта, требующие кроме общей, также и силовую выносливость.

• Увеличение угла наклона таза (решение задач, связанных с увеличением угла наклона таза, — см. Круглая спина).

• Улучшения подвижности позвоночника — при плоской спине задача менее актуальная, чем при кифозах. Поэтому выполняемые здесь во всех плоскостях движения направлены не столько на мобилизацию позвоночника, сколько на укрепления его мелких мышц, а также на улучшение лимфо- и кровообращения в связочно-суставном аппарате данной области.

Ограничивается применение упражнений, вызывающих лордозирование в грудном отделе позвоночника, т.е. экстензионных и использующих глубое, полуглубокое и горизонтальное ползание по Клаппу, особенно на первых этапах коррекции.

Коррекция сопутствующих деформаций

К наиболее часто встречающимся сопутствующим деформациями при плоской спине относятся мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота, а также:

• Гиперлордоз шейного отдела позвоночника, сопровождающийся выдвиганием головы вперед. Здесь существенное значение в коррекции имеет укрепление мышц шеи, плечевого пояса и разгибателей верхнегрудного отдела спины, что обеспечивает правильное и устойчивое положение головы. Тренировка силы сочетается с растяжением мышц, особенно трапециевидной, поднимающей лопатку, и подкожной мышцы шеи.

Предпочтение отдается статическим упражнениям с малой амплитудой движения и умеренным напряжением мыши.

Плоско-вогнутая спина

Коррекция сопутствующих деформаций

Асимметричная осанка

Для к асимметричной осанки, как правило, используются симметричные упражнения, например, упражнение «Рыбка» с изометрическим напряжением мышц спины (при выполнении данного упражнения излишняя гиперэкстензия нежелательна). В их основе лежит принцип минимального биомеханического воздействия на кривизну позвоночника. Во время выполнения таких упражнений обязательно сохранение срединного положения тела, при котором ослабленные мышцы на стороне изгиба позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более напряженные мышцы на вогнутой дуге искривления, где происходит умеренное растягивание мышц и связок.

Так, физиологически перераспределяя нагрузки, симметричные упражнения эффективно обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, уменьшая тем самым патологическую кривизну позвоночника во фронтальной плоскости. Эти упражнения просты и не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной скелетно-мышечной системы, что снижает риск их ошибочного применения.

В терапии данного дефекта осанки используют и асимметричные упражнения, создающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению (упражнение «Стрельба из лука» с отягощением резиновым амортизатором обеспечивает выравнивание позвоночника в грудном отделе во фронтальной плоскости).

Большое значение в занятиях по коррекции дефектов осанки придается регулярному (хотя бы 1 раз в неделю) проведению тестов для оценки силы групп мышц, обеспечивающих правильность положения тела в пространстве. Положительная динамика оценок при выполнении этих тестов будет служить одним из важнейших объективных критериев методической правильности проведения занятий по коррекции дефектов осанки.

Оценка статической силовой выносливости мышц спины проводится на основании времени удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе (в норме 1—2 мин), а для мышц живота — времени удержания прямых ног под углом 45″ в положении лежа на спине (40—60 с). Динамическая силовая выносливость для мышц живота оценивается по тесту — поднимание туловища в сед из положения лежа на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами (15-20 седов за 1 мин).

Тестом общего характера является тест сгибание и разгибание рук в упоре лежа (15—20 отжиманий от пола за 1 мин). Хотя тест обычно используется для оценки силы мышц рук и плечевого пояса, однако при его правильном проведении большие требования предъявляются к мышцам всего тела, в том числе и к мышцам, обеспечивающим «мышечный корсет».

Методические указания при нарушениях осанки

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
— сутулая спина;
— круглая спина;
— кругловогнутая спина;
— плоская спина;
— плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час-полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий — это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом) ; равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь) ; предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

Читать еще:  Что делать когда ушиб палец и ноготь посинел

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

5. Дополнительные занятия, связанные с длительным пребыванием в положении «сидя» или при асимметричном положении тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа».

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

5. Воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела. В занятиях гимнастикой эта конечная цель достигается путем развития и укрепления способности к длительному удержанию тела в правильном положении, для того чтобы новые рефлекторные связи стали для ребенка привычными. Работа над воспитанием правильной осанки подразделяется на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки: цель второго этапа — доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов индивидуальна и зависит от степени и типа нарушения осанки. В процессе лечения вначале используется исходное положение «лежа», как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем используются упражнения в исходном положении «сидя», а затем «стоя». В положении «стоя», контроль за положением тела начинается, снизу, со стоп, при этом: стопы находятся на ширине ступни, параллельны; колени выпрямлены; живот подтянут, туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; руки свободно опущены по средней линии туловища; голова прямо, лоб и подбородок располагаются но одной вертикальной линии. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Задачи, средства, формы и методика ЛФК при нарушениях осанки

ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Различают следующие задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Ш нормализовать трофические процессы мышц туловища;

Ш создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;

Ш осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, выработать, воспитать правильную рабочую позу (во время ходьбы, сидения, деятельности) ;

Ш систематически закреплять навык правильной осанки;

Ш выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;

Ш создать естественный мышечный корсет;

Ш оказать воздействие на улучшение деятельности внутренних органов;

Ш общеукрепляющее воздействие на организм;

Ш психо-эмоциональное воздействие.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3-4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1-1,5, для школьников — 1,5-2 месяца, перерыв между курсами 1-2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную (1-2 недели), основную (4-5 недель) и заключительную (1-2 недели) части курса ЛФК [73]. В подготовительной части курса используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения — среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений. Для дошкольников составляется 2-3, для школьников 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.

Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое — наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц (рис. 2.1.). Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети школьного возраста мысленно описывают правильную осанку на основе представлений о героях сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Рис. 2.1. Проверка положения правильности осанки: а) у стенки стоя; б) при приседании

Читать еще:  Как происходит удаление липомы хирургическими методами?

Основным средством ЛФК, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением — дополнительными [72,73].

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушения осанки. Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушения осанки.

1. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими (специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к туловищу. Лежа на животе, приподнять туловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отрывать; лежа на спине, согнуть ноги, руки вдоль туловища, руками через стороны коснуться коленей, приподнимая туловище.

Все корригирующие упражнения выполняются в различных исходных положениях. Но наиболее выгодные положения: лежа на спине; на животе; коленно-ладонное; коленно-локтевое; свободные висы.

Корригирующие упражнения могут выполняться с предметами: гимнастические палки, резиновые бинты, мячи, булавы, обручи, скакалки.

2. К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

3. Упражнение на равновесие и в равновесии.

4. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) и порядковые. ОРУ используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных групп, выполняются с предметами и без них, с использованием тренажеров.

5. Дыхательные упражнения (ДУ) [57].

6. Элементы спорта.

7. Лечение положением (пассивная коррекция позвоночника — подкладывание валиков под физиологические изгибы). Лечение положением используют на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз и при выполнении упражнений. С этой целью используется упругий валик высотой 2-3 см или подушка и чем старше ребенок, тем больше ее общие размеры. Так, детям с круглой спиной валик подкладывают под лопатку при выполнении упражнений на спине, при плосковогнутой спине — валик под живот при выполнении упражнений на животе; под голову — лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5-8 минут.

8. Лечебный массаж.

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно должны сочетаться ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.

Формы ЛФК для детей с нарушением осанки самые разнообразные: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой (ЛГ), самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Методика проведения занятий и методические требования. Занятия проводятся в форме урока продолжительностью 45-60 минут. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части урока используются порядковые, общеразвивающие и упражнения на воспитание правильной осанки. Продолжительность подготовительной части урока 7-10 минут [14,43].

Основная часть занимает 80% от общего времени. В основной части урока используются корригирующие упражнения перед зеркалом, упражнения в разгрузочных исходных положениях, на гимнастической лестнице, упражнения с предметами. Также в основной части урока используются элементы спорта.

В заключительной части урока используются упражнения перед зеркалом на закрепление навыка правильной осанки, упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. После занятия назначается лечение положением 10-15 минут.

Методические требования. Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения даются дыхательные и упражнения на расслабление. Занятия проводятся групповым и малогрупповым способом (7-10 человек). Дети в максимально обнаженной форме (открыта спина).

Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста 25-30 минут, среднего школьного возраста — 45 минут, старшего школьного возраста — 60 минут, урок плавания — 30 минут.

Гидрокинезотерапия при нарушениях осанки. Занятия в воде — мощный положительный эмоциональный фактор. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание [12,35,59]. Вторая задача для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки, — важный фактор. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28-30°С. Длительная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба выполнять самые различные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных стилей плавания.

Детям с нарушением осанки (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах [73]. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тренажер (академическая гребля), при увеличении физиологических изгибов — велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы), с поднятыми (параллельно полу) руками, гимнастический комплекс «Здоровье». Этот вид тренировки доступен старшим школьникам. Позволяют добиться хороших результатов в профилактике и лечении нарушений осанки мячи больших размеров и другое оборудование фирмы «Аконит» — яркие, многофункциональные предметы.

Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте [14,73]. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. В практике же лечебной гимнастики висы сочетаются с упражнениями, не разгружающими позвоночник. Очень аккуратно следует относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения. Данные виды движений ребенок использует на занятиях по физической культуре, поэтому на занятиях по лечебной гимнастике от них можно отказаться.

Упражнения на осанку

Общее укрепление организма является важной задачей ЛФК для детей с деформациями опорно-двигательного аппарата, которые, как правило, отличаются низким уровнем здоровья. Основными средствами решения этой задачи [1] (помимо уже рассмотренных) являются упражнения на выносливость, среди которых особенно эффективны занятия лыжами и плаванием, утренняя зарядка и закаливание.

Лечебное плавание в терапии деформаций позвоночника является эффективным средством ЛФК. В воде устраняется статическая нагрузка на позвоночник, освобождаются от постоянного сдавливания хрящевые межпозвоночные диски, разгружается костно-связочный аппарат позвоночника. Непосредственно во время выполнения упражнений поднимание головы из воды для выполнения вдоха обеспечивает разгибание грудного отдела позвоночника, а тяговые гребковые усилия руками, направленные вдоль продольной оси тела, укрепляют мышцы туловища. Кроме того, при переходе из вертикального в горизонтальное положение уменьшается искривление, что облегчает коррекцию позвоночника.

Систематические занятия плаванием формируют правильную осанку, помогают избавиться от сутулости, функциональных отклонений в состоянии позвоночника, уменьшают искривления позвоночника во фронтальной плоскости, уменьшают увеличенные кифоз и лордоз.

Несомненно влияние плавания на общее укрепление организма. Оно является одним из лучших средств развития и укрепления дыхательной системы, повышает насыщение крови кислородом, улучшает сократительную способность сердца, повышая его устойчивость к физической нагрузке, и является важной мерой первичной и вторичной профилактики сердечно-легочной недостаточности при деформациях.

Непосредственно при проведении занятий плаванием с детьми, страдающими деформациями позвоночника, необходимо учитывать следующие требования:

  • • подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;
  • • обращать особое внимание на постановку правильного дыхания;
  • • при подборе исходного положения и индивидуальных корригирующих упражнений учитывать тип деформации, степень искривления, изменения позвоночника, состояние мышечной системы и уровня физической подготовленности, наличие сопутствующих заболеваний других органов;
  • • предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше, учитывая нарушения координации у больных сколиозом;
  • • исключить упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной оси тела;
  • • обеспечить контроль за строгой стабилизацией позвоночника в положении коррекции;
  • • добиваться увеличения фазы скольжения с самовытяжением позвоночника.

Основным стилем плавания для лечения деформаций является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно движению, движения рук и ног симметричны и выполняются в одной плоскости.

При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине, а при сколиозах I и II степеней может быть рекомендовано плавание кролем на груди и на спине, скольжение на груди и спине с симметричным и асимметричным положением рук. При III—IV степенях сколиоза на первый план выдвигается задача улучшения общего состояния организма, поэтому рекомендуется плавание брассом на груди, скольжение, а больным с фиксированным сколиозом — специальные комплексы симметричных упражнений. При S-образном сколиозе всех степеней показаны также асимметричный брасс, кроль.

Организация занятий ЛФК при деформациях позвоночника предполагает использование малогруппового, а иногда — и индивидуального методов, а также индивидуальных процедур (особенно для больных с неблагоприятной динамикой деформации). Особое значение имеют индивидуальные задания, выполняемые больными самостоятельно.

Курс лечения обычно составляет не менее года при 3—4 занятиях в неделю и обязательных ежедневных самостоятельных занятиях комплексами упражнений, которые разрабатывает специалист ЛФК, а затем разучивает вместе с детьми (по возможности — в присутствии родителей). Лечение длится несколько лет до полного завершения роста костей и стабилизации (или устранении) деформации.

Занятия организуются по двум периодам. Задачей первого является постепенная адаптация организма к мышечной работе и выравнивание тонуса мышц. Во втором периоде решаются основные задачи. Длительность каждого периода определяется степенью деформации, состоянием больного и динамикой благоприятных изменений, которые происходят в процессе ЛФК.

Оценка эффективности занятий ЛФК при нарушениях осанки.

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в формировании мышечного корсета и в поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на их силовую выносливость. Сюда относятся следующие тесты.

  • 1. Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Пациент лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.
  • 2. Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Человек лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2—3 раза в год.

  • [1] Кроме велосипеда, когда приходится длительно поддерживать согнутую позу.


Подготовка к УЗИ поджелудочной железы — основные этапы

Подготовка к УЗИ поджелудочной железы — основные этапы Как подготовиться к УЗИ поджелудочной железы Ультразвуковое исследование является информативным...

25 04 2024 7:59:52

Лазерное удаление атеромы на лице

Лазерное удаление атеромы на лице Удаление атером Удаление атером лазером Атерома представляет собой опухолевидное новообразование, результатом появления...

24 04 2024 16:41:56

Как и для чего проводят УЗИ плечевого сустава?

Как и для чего проводят УЗИ плечевого сустава? УЗИ плечевых суставов: что показывает и как делается УЗИ плечевого сустава (ультрасонография) —...

23 04 2024 6:14:59

Измеритель давления у человека как называется

Измеритель давления у человека как называется Измеритель давления у человека как называется Как называется прибор, используемый для измерения артериального давления человека? Как называется прибор для...

22 04 2024 6:43:18

Дешевые аналоги Контрактубекса – список с ценами, какой лучше

Дешевые аналоги Контрактубекса – список с ценами, какой лучше Дешевые аналоги Контрактубекса список с ценами, какой лучше Контрактубекс – медикамент,...

21 04 2024 17:21:48

Мазь Оксолиновая от чего помогает, показания для применения

Мазь Оксолиновая от чего помогает, показания для применения Мазь Оксолиновая от чего помогает, показания для применения Оксолиновая мазь – 5 способов применения препарата Оксолиновая мазь – один из самых...

20 04 2024 3:53:22

Гематомы ожоги порезы - Страница 10 из 28

Гематомы ожоги порезы - Страница 10 из 28 Гематомы ожоги порезы - Страница 10 из 28 Классификация побоев по степени тяжести и квалифицирующие признаки Уголовные дела, связанные с побоями, является...

19 04 2024 17:21:33

Лучевая терапия при раке молочной железы

Лучевая терапия при раке молочной железы Лучевая терапия при раке молочной железы: показания и последствия Рак молочной железы характеризуется...

18 04 2024 15:26:49

Уколы при бронхите взрослым, детям, названия, антибиотики

Уколы при бронхите взрослым, детям, названия, антибиотики Уколы при бронхите взрослым, детям, названия, антибиотики Применение уколов при бронхите у взрослых и детей: препараты и рекомендации Бронхит представляет...

17 04 2024 4:10:23

Что принимать при пониженном давлении и головокружениях

Что принимать при пониженном давлении и головокружениях Что принимать при пониженном давлении и головокружениях Как бороться с низким давлением и головной болью, что делать и принимать Пониженное давление...

16 04 2024 4:34:35

Пищевое отравление - первые признаки и все симптомы. Первая помощь при пищевом отравлении, лечение, профилактика

Пищевое отравление - первые признаки и все симптомы. Первая помощь при пищевом отравлении, лечение, профилактика Пищевое отравление Если после приема пищи...

15 04 2024 15:56:53

Для устранения внешних признаков и подавления иммунной реакции на раздражитель — антигистаминные препараты при кожной аллергии: список и особенности применения средств классической категории и новых поколений

Для устранения внешних признаков и подавления иммунной реакции на раздражитель — антигистаминные препараты при кожной аллергии: список и особенности применения средств классической категории и новых поколений Для устранения внешних признаков и подавления иммунной реакции на раздражитель — антигистаминные препараты при кожной аллергии: список и особенности...

14 04 2024 13:55:15

Как берут пробы на аллергены: разновидности кожных тестов, особенности проведения и результаты

Как берут пробы на аллергены: разновидности кожных тестов, особенности проведения и результаты Кожные пробы при диагностике аллергии Если своевременно...

13 04 2024 14:16:21

Интерферон

Интерферон ИНТЕРФЕРОН Показания к применению Способ применения Побочные действия Противопоказания Форма выпуска Условия хранения Синонимы Интерферон...

12 04 2024 7:18:29

Как избавиться от второго подбородка - упражнения и процедуры

Как избавиться от второго подбородка - упражнения и процедуры Эффективные методы для устранения второго подбородка в домашних условиях Проблему со вторым...

11 04 2024 8:20:53

Гипертония 2 степени инвалидность

Гипертония 2 степени инвалидность Гипертония 2 степени инвалидность Дают ли инвалидность при гипертонии 2 и 3 степени, как получить? Вопрос, дают ли инвалидность при гипертонии, врачам...

10 04 2024 12:31:40

Иммуноглобулин при беременности при отрицательном резусе

Иммуноглобулин при беременности при отрицательном резусе Инъекции иммуноглобулина при отрицательном резус-факторе во время беременности и после родов,...

09 04 2024 6:57:44

От чего помогает Амброксол

От чего помогает Амброксол От чего помогает Амброксол Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Фармакологическое действие Амброксол является муколитическим средством, то...

08 04 2024 17:10:48

Лечение опухолей головного мозга

Лечение опухолей головного мозга Лечение опухолей головного мозга Хирургия головного мозга (495) 506 61 01 Методы лечения опухолей головного мозга Лечение опухоли мозга должно быть...

07 04 2024 23:27:43

Уголь активированный: инструкция по применению

Уголь активированный: инструкция по применению Уголь активированный: инструкция по применению От чего помогает активированный уголь и как правильно принимать его Активированный уголь — одно из самых...

06 04 2024 5:36:24

По каким анализам можно выявить хламидиоз у женщины

По каким анализам можно выявить хламидиоз у женщины По каким анализам можно выявить хламидиоз у женщины В настоящее время хламидийные инфекции принято...

05 04 2024 2:14:12

Признаки эпилепсии у детей до года

Признаки эпилепсии у детей до года Признаки эпилепсии у грудничков: описание, советы врачей Каждая мать хочет, чтобы ее ребенок был крепким и здоровым. Но...

04 04 2024 9:16:52

Причины развития, симптоматика и принципы лечения каликопиелоэктазии почек

Причины развития, симптоматика и принципы лечения каликопиелоэктазии почек Причины развития, симптоматика и принципы лечения каликопиелоэктазии почек Причины развития, симптоматика и принципы лечения каликопиелоэктазии почек...

03 04 2024 6:49:35

Как проходит Новый год у беременных?

Как проходит Новый год у беременных? Беременность не болезнь или Новый год в положении Содержание: Если вы встречаете Новый год с животом, это не повод...

02 04 2024 21:43:33

Какие витамины нужны взрослому для укрепления иммунитета?

Какие витамины нужны взрослому для укрепления иммунитета? Какие витамины поднимут и укрепят иммунитет взрослого человека? Ослабленный иммунитет — главная...

01 04 2024 8:46:18

Как лечить синдром Шарпа

Как лечить синдром Шарпа Как проявляется синдром Шарпа и как он лечится В 70-х годах было впервые описано смешанное заболевание соединительной ткани...

31 03 2024 19:30:26

L(Эль)-тироксин 25,50,75 и 100 мкг: инструкция, показания, передозировка

L(Эль)-тироксин 25,50,75 и 100 мкг: инструкция, показания, передозировка L-Тироксин 50 Берлин-Хеми (L-Thyroxin 50 Berlin-Chemie) Действующее вещество:...

30 03 2024 14:50:54

Гайморит при беременности — как и чем лечить безопасно?

Гайморит при беременности — как и чем лечить безопасно? Гайморит при беременности — как и чем лечить безопасно? Гайморит при беременности: чем лечить Гайморит может быть острым и хроническим. Запущенная в...

29 03 2024 22:45:52

Обзор препарата дюфалак и инструкция по применению для детей

Обзор препарата дюфалак и инструкция по применению для детей Обзор препарата дюфалак и инструкция по применению для детей Дюфалак для детей:инструкция по применению Многие мамы сталкиваются с запором у ребенка, но...

28 03 2024 19:43:23

Можно ли есть овсяную кашу каждый день

Можно ли есть овсяную кашу каждый день Польза и вред овсяной каши по утрам, выбор и приготовление, альтернативные сферы использования Среди всех полезных...

27 03 2024 23:48:46

Понос с красными прожилками у ребенка

Понос с красными прожилками у ребенка Понос с красными прожилками у ребенка Что делать, если у ребёнка понос с кровью и слизью: оказание первой помощи и последующее лечение Для родителей нет...

26 03 2024 9:31:38

Как выполняется процедура удаления пяточных шпор и в каких случаях

Как выполняется процедура удаления пяточных шпор и в каких случаях Удаление пяточной шпоры Разрастание пяточной шпоры – неприятный и болезненный синдром,...

25 03 2024 0:11:51

Храп

Храп Храп Почему человек храпит, как избавится от храпа, методы лечения Каждый человек знает, что такое храп, так как им страдают до 30% взрослого населения...

24 03 2024 4:34:13

Что такое сосудистый криз и как его лечить

Что такое сосудистый криз и как его лечить Причины и лечение сосудистого криза В медицинской практике, диагноз сосудистый криз обычно ставится людям в...

23 03 2024 19:33:53

Доктор Комаровский о запахе изо рта у ребенка

Доктор Комаровский о запахе изо рта у ребенка Запах изо рта. 18.12.2011 Когда у ребенка появляется неприятный запах изо рта, родители, как правило,...

22 03 2024 12:33:43

Папиллома в горле: причины, признаки (фото), как лечить, удаление

Папиллома в горле: причины, признаки (фото), как лечить, удаление Папиллома в горле: причины, признаки (фото), как лечить, удаление Насколько опасны папилломы в горле? Папиллома в области горла считается довольно...

21 03 2024 2:45:10

Сафенэктомия — эффективная операция при запущенном варикозе

Сафенэктомия — эффективная операция при запущенном варикозе Сафенэктомия Одним из самых серьезных патологических процессов является варикозное расширение...

20 03 2024 13:10:53

Как лечить сколиоз 2 степени

Как лечить сколиоз 2 степени Как лечить сколиоз 2 степени Как лечить сколиоз 2 степени Сколиоз – самая распространенная патология позвоночника, от которой страдает более 40% всего...

19 03 2024 2:30:29

Как правильно выбрать детскую коляску для новорожденного ребенка: какие виды и модели лучше?

Как правильно выбрать детскую коляску для новорожденного ребенка: какие виды и модели лучше? Как правильно выбрать детскую коляску для новорожденного...

18 03 2024 17:43:17

Ожог от чистотела: лечим «растительный» дерматит

Ожог от чистотела: лечим «растительный» дерматит Ожог от чистотела: лечим «растительный» дерматит Чистотел при дерматите Чистотел при дерматите широко и спользуется в традиционной и народной медицине....

17 03 2024 7:55:22

Что делать если болит живот выше пупка

Что делать если болит живот выше пупка Почему болит живот выше пупка? Одной из частых причин обращения в медицинское учреждение или вызова неотложной...

16 03 2024 20:38:48

Симптомы, диагностика и лечение цистицеркоза

Симптомы, диагностика и лечение цистицеркоза Симптомы, диагностика и лечение цистицеркоза Цистицеркоз Распространенность цистицеркоза в мире схожа с таковой при тениозе (свином цепне). Географический...

15 03 2024 1:16:49

Можно ли пить кофе при геморрое

Можно ли пить кофе при геморрое Можно ли пить кофе при геморрое? Кофе – любимый напиток миллионов людей во всем мире. Без него не начинают рабочий день,...

14 03 2024 18:42:27

Все об уколах при бронхите: лечение антибиотиками, бронхолитиками и гормонами

Все об уколах при бронхите: лечение антибиотиками, бронхолитиками и гормонами Все об уколах при бронхите: лечение антибиотиками, бронхолитиками и гормонами Все об уколах при бронхите: лечение антибиотиками, бронхолитиками и...

13 03 2024 10:44:59

Топ-7 рецептов использования каштанов для лечения простатита

Топ-7 рецептов использования каштанов для лечения простатита Конский каштан – эффективное средство при простатите Простатит – распространенное...

12 03 2024 9:43:27

Глазное заболевание увеит у детей: его симптомы и лечиние

Глазное заболевание увеит у детей: его симптомы и лечиние Глазное заболевание увеит у детей: его симптомы и лечиние Увеит у детей: воспаление сосудистой оболочки глаза Увеит — воспалительный процесс, протекающий...

11 03 2024 22:20:54

Тусупрекс (Tusuprex®)

Тусупрекс (Tusuprex®) Инструкция по применению: Тусупрекс – противокашлевый препарат. Форма выпуска и состав Тусупрекс выпускается в форме таблеток,...

10 03 2024 23:33:38

Лизиноприл. Инструкция по применению. При каком давлении

Лизиноприл. Инструкция по применению. При каком давлении Лизиноприл Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Лизиноприл – препарат,...

09 03 2024 22:56:19

Как принимать Дюфастон: инструкция и отзывы

Как принимать Дюфастон: инструкция и отзывы Как принимать Дюфастон: инструкция и отзывы Дюфастон отзывы Дюфастон® (дидрогестерон) — это прогестаген, активный при приеме внутрь. Дюфастон – это...

08 03 2024 2:29:23

Мнение доктора Комаровского о прививке АКДС

Мнение доктора Комаровского о прививке АКДС Мнение доктора Комаровского о прививке АКДС Доктор Комаровский о прививке АКДС Обязательно ли делать АКДС входит в список обязательных вакцин по...

07 03 2024 14:56:34

Еще:
здоровье и качество жизни -1 :: здоровье и качество жизни -2 :: здоровье и качество жизни -3 :: здоровье и качество жизни -4 ::